Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

0312-05

Зонды постановочные

КУПИТЬ
zondy-new

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Нетрадиционные формы коррекции артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
 

Нетрадиционные формы коррекции артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.

Из опыта работы учителя-логопеда
Золкиной Александры Александровны
МБДОУ детский сад
комбинированного вида  № 99 г.Пенза
оригинал: скачать

Сертификат о публикации: sertifikat-zolkina

 

Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии — синдром артикуляционных расстройств.  У детей-дизартриков, как правило, отмечаются парезы, изменения мышечного тонуса, гиперкинезы. Речь детей с дизартрией является «смазанной», звукопроизношение ухудшается в спонтанном речевом потоке. Нарушения артикуляционной моторики проявляются в трудности переключения с одной артикуляции на другую, в снижении и ухудшении качества артикуляционных движений, в снижении времени фиксации артикуляционной позы, в снижении количества правильно выполненных движений.
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный подход – это: самомассаж щёк, губ, языка; логопедический массаж; артикуляционная гимнастика; мимическая гимнастика и нетрадиционные упражнения на развитие  артикуляции.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно, дифференцированно.

Наиболее подвижным речевым органом является язык.    В зависимости от того, какая часть языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на:  - переднеязычные: зубные звуки [т], [т'], [д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [н], [н']; нёбно-зубные звуки [ш], [щ], [ж], [р], [р'], [ч];                     - среднеязычный [й];  - заднеязычные [к], [ к'], [г], [ г'], [х], [ х'].

Именно это и легло в основу разработки нетрадиционных упражнений для развития артикуляционной моторики у детей.  Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться как логопедом, так и воспитателями и родителями в домашних условиях.

Цель упражнений: развить способность быстро и чётко переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

Описание упражнений.

Работа начинается с выкладывания ребёнком геометрических фигур с помощью шнурка на фланелеграфе (круг, дуга, треугольник, квадрат и т.д. в зависимости от количества гласных звуков) с последующим плавным произнесением на одном выдохе одного из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы), затем нескольких звуков (аaaaaooooooo, аaaaaууууууыыыы  и т.д.) с чёткой их артикуляцией. При этом используются голосовые упражнения (повышение и понижение голоса, удлинение произнесения звуков и усиление голоса).  Далее работа проводится с согласными звуками. Ребёнок выкладывает на фланелеграфе или магнитной доске треугольник, обозначает вершины заданными логопедом прямыми или обратными слогами из букв разрезной или магнитной азбуки и затем проговаривает их, начиная от каждой вершины в направлении по и против часовой стрелки. Согласные берутся разного артикуляционного уклада. Например – переднеязычный зубной звук [с], переднеязычный нёбно-зубной звук [ш] и заднеязычный [к]. Сначала проговариваются прямые слоги с одним гласным звуком: КА-СА-ША,  КА-ША-СА, СА-КА-ША, СА-ША-КА, ША-КА-СА, ША-СА-КА. Затем с разными гласными звуками:  КА-СО-ШУ, КА-ШУ-СО и т.д. И далее, как усложнение, проговаривание слогов со стечением согласных звуков:  КТА-СТА-ШТА, КТА-ШТА-СТА, ТКА-ТСА-ТША и т.д. Аналогичная работа проводится с обратными слогами.

Требования к проведению упражнений: в процессе выполнения упражнений обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, переключаемость с одного звука или слога на другой.

Методика проведения упражнений:
1. логопед рассказывает о выполнении упражнений;
2. предлагает ребёнку образец выполнения упражнения;
3. контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.

Форма проведения упражнений может быть как индивидуальная, так и подгрупповая (3-4 человека).

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100