Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Усанова О.Н. и др.
Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.
Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий:
1. Поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.
2. Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.
3. Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.
4. Взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяются два этапа:
1. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2.Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.
Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим основное содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы.
Задачи |
Методические приемы |
Упражнения и дидактические игры |
|
I. Подготовительный этап |
|||
Работа на невербальном материале |
|||
Развитие базовых предпосылок становления слоговой структуры слова(1): |
|||
1.Совершенствование статико-динами-ческих и темпоритмических параметров общих движений и действий: совершенствовать координацию общих движений; -формировать умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры; - формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях; -развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; -формировать общую координацию движений под ритмическую музыку. |
-воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений); - анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей; - различение, воспроизведение темпа, ритмана основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений (отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол); - изменение темпа, ритма движений; -использование музыкальных инструментов; -маршировка, легкий бег, ходьба; - воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме, под музыку). |
«Повтори за мной», «Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: волка, лисы…), «Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева», «Стучи – как я считаю», «Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок), «Строим дом» (Ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов), «Сколько раз ударили в барабан», «Где позвонили», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», |
|
2.Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук: -развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое; -воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук; -развитие реципрокной координации рук; -развитие динамического праксиса рук; -формирование графических умений на переключение. |
-развитие переключаемости движений пальцев рук; -развитие ритмических движений пальцев рук; -формирование пространственной организации движений пальцев рук; -выполнение движений одновременно обеими руками; -выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет; -упражнения на переключение
|
«Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным. Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе. Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно). Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно. «Кулак – ребро». «Кулак – ребро – ладонь». «Кулак левой руки–ребро правой руки». «Продолжи строчку»: (О-О-О…; - + - + -…) |
|
3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений: -развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; -совершенствовать плавность и переключаемость движений; -совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. |
-соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук; -совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук; -выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук; -совершенствование пространственной организации движений и действий. |
-губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам, -совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук; -поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д. |
|
Работа на вербальном материале |
|||
Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие |
Объяснение: слова бывают большие – длинные и маленькие – короткие
|
«Поднимись по лесенке», «Прошагай слово», «Найти длинное слово среди коротких». |
|
Различение слогового ряда |
Отличать ряд из двух слогов от одного слога |
«Волк и козлята» (волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук» |
|
Формирование пространственно-временных представлений |
|
«Найди начало, середину, конец», «Что стоит перед, за, после?» «Кто первый, послед-ний?»(сказка Репка). |
|
II. Основной этап
|
|||
1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов
|
а) отраженное повторение отдельных слогов с сохранными звуками; б) произнесение слов из двух одинаковых слогов; в) произнесение слоговых рядов; г) овладение слоговым рядом из трех слогов; д) введение предложений; е) отстукивание, ритмическое помахивание рукой в такт произношению, кивки головой. |
«па, та, ка…»,
«Кто как поет?»,
«татата, кококо…», «Мама, коко!» |
|
2.Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую
|
а) различение слоговых рядов отличающихся, каким либо признаком (двусложные, трехсложные); б) произнесение рядов с разными согласными; в) произнесение двусложных слов на сохранных звуках; г) введение трехсложных слоговых рядов с разными согласными; д) введение трехсложных слов из доступных детям звуков; е) заучивание двусложных и трехсложных слов из открытых слогов. |
та – то, та - ту – то,
“Лото”, “Чудесный мешочек”, панама, канава, малина, кубики. |
|
3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)
|
а) проверка умения ребенком произносить закрытые слоги; б) послоговое произнесение двух слогов слова; в) объяснение правильной артикуляции стечений и зрительная опора на артикуляцию педагога и свою в зеркале;
г) наращивание стечений |
«Назови картинку» (Кот, мак, пух), «тык – ва, пап – ка, вет – ка» «ма – фма». |
|
4. Устранение перестановок слогов
|
а) слуховые упражнения, показ картинок;
б) узнавание наличия определенного слога в том или другом слове;
в) определение места слога в слове;
г) овладение слогоделением.
|
-придумать слова со слогом (ко, ма...), -придумать слова, состоящие из одного слога (двух, трех), -придумать слова добавив слоги к слову (точка..), -сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности (ха, му – муха; ра, бу, но, ти-буратино), -добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением смысла слова (машина – шина, палатка-латка), -«Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш..), -замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено),
-«Ребусы» (бочка-бабочка, слон-заслонка).
|
Литература.
1. Сафонкина Н.Ю. Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей // ж. Логопед в детском саду 7(22), 2007 – с.24
Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку
|
Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже |
Логопеды.ру в социальных сетях.
Присоединяйтесь к нам!
|
|