Использование слого-буквенных схем для профилактики и коррекции дисграфии
Митянина Л.Ю.
учитель-логопед МБОУ СОШ №207
г. Новосибирск
Оригинал статьи в формате MS Word (685Kb) скачать
Проблема дисграфии в настоящее время стоит очень остро. Причин этому много, и по этой теме написано немало научных трудов. Существует несколько теорий классификации дисграфии по различным видам. Некоторые виды (например, оптическая дисграфия) встречаются редко, обычно у двух-трёх детей на параллели. Но такие виды дисграфии, как акустическая и дисграфия на почве несформированности навыков языкового анализа и синтеза очень распространены. Кроме того, эти два вида дисграфии обычно встречаются у одного и того же ребёнка. Проявляется данный вид дисграфии в пропусках, перестановках, вставках букв, слогов, слов; в нарушении границ предложений; в слитном написании предлогов и раздельном написании приставок и т.д. На начальном этапе обучения такой вид дисграфии проявляется в пропуске гласных, и при отсутствии коррекционных занятий эти ошибки становятся стойкими.
Нам хочется рассказать о простом и достаточно эффективном приёме профилактики этого коварного нарушения. Мы говорим именно о профилактике, т.к. увидеть возможные проблемы логопеду удаётся даже при первичном обследовании будущего первоклассника. Простучать ритм, повторить ряд чисел, назвать по порядку времена года, дни недели, ребёнку «группы риска по дисграфии» удаётся с трудом. Объяснить это обыкновенным незнанием, скажем дней недели, тоже нельзя, т.к. гармонично развивающийся ребёнок дошкольного возраста обязательно задаёт вопросы: «А потом? А после этого? А после, после этого?» Говоря научным языком, у ребёнка наблюдаются нарушения сукцессивных функций (отношений порядка).
Коррекционная работа начинается с традиционных упражнений с пальчиками (последовательности), отстукивании ритмов, выкладывании узоров и т.д.
Приём работы со звуковыми линеечками, когда ребёнок показывает количество звуков в слове закрашиванием кружков, позволяет логопеду сразу выявить детей, которые будут пропускать гласные. При подсчёте звуков в словах такие дети обычно называют на два-три звука меньше, т.к. гласные они подсчитывают вместе с согласными.
Известны различные приёмы обучения делению слова на слоги: прохлопывание, протопывание, «маятник». Нами обычно используется приём рисования дуг в воздухе.
Затем эти дуги мы переносим на доску. Через несколько занятий вписываем в дуги гласные и ставим ударение. Вписывание букв позволяет первоклассникам понять и прочувствовать слогообразующую роль гласного. Во втором классе слого - буквенные схемы мы рисуем иначе. И этот переход для детей не очень заметен.
Например: 1 класс - схема слова МАЛИНА :
2 класс:
Детям первого класса легче двигаться от частного (слога) к общему (слову), детей второго класса нужно, всё же, учить делению общего (слова) на составляющие (слоги).
После того, как навык составления слого - буквенных схем будет освоен, мы переходим к автоматизации двух важных для усвоения родного языка навыков: деления слова на слоги и определения ударного слога.
В первом классе при подборе речевого материала берутся слова, в которых произношение аналогично написанию. Во втором классе берутся и те слова, где такого совпадения нет. Мы вписываем гласные в соответствии с написанием.
Приёмы работы: распределение картинок под схемы, выбор слов, которые подходят к схеме, поиск слов к схеме.
Примеры заданий
Задание 1. Распредели картинки под схемы:
Картинки: лампа, парта, шапка, ваза, майка, банан, трава, кабан, гамак, ананас, барабан, карандаш, баклажан, сарафан, утка, муха, лужа, кукла, груша, куртка, сумка, щука, луна, рука, труба.
Задание 2. Запиши только те слова, которые подходят к схеме (на слух).
Слова: лужа, суша, рука, ступа, маска, ручка, куча, дуга, булка, пурга, крыша, стужа, буква.
Задание 3. Найди в стихотворении слова, которые соответствуют схемам.
*Напомнить, что слова берутся в начальной форме.
Звала по малину
Марина Галину,
Галина Марину
Звала по калину.
- Здесь ведь лужа, видишь Луша?
Ты иди туда, где суша.
Перейди, где лужа уже!
Знай шагает Луша в лужу.
(М.Лепилина)
Золотистый, как из бронзы,
Жук кружится возле розы
И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!
Очень с розами друж-жу!»
(Л.Ульяницкий)
Таких стихов можно подобрать много, если обратиться к пособиям по автоматизации звуков, например, к книге Е.Косиновой «Уроки логопеда».
Для удобства при подборе заданий, нами был составлен словарик. Сверху схема и под ней слова, которые ей соответствуют. Краткий вариант:
*Слова, выделенные жирным шрифтом, имеют произношение аналогичное написанию
Логопеды.ру в социальных сетях.
Присоединяйтесь к нам!
|
|