Мой ребенок заикается
Специалист МОУ МЦППРК «Росток»
Учитель-логопед Шиянова М. В.
«Мой ребенок заикается». С такой проблемой сталкиваются многие семьи (известно, что людей страдающих заиканием в нашей стране от 1,5 до 2,2%). Очень часто неверное понимание природы и последствий заикания становится причиной закрепления дефекта и осложнений при его дальнейшей коррекции. Что же нужно знать об этом речевом недуге? Как помочь родителям избавить своего ребенка от заикания? Чем больше мы будут знать и чем больше будет желания помочь своему ребенку, тем быстрее наступит его выздоровление.
Подобное нарушение речи - заикание (нарушение ритма, темпа, плавности речи в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы) влечет за собой и изменение во всей структуре личности, накладывая отпечаток на ее психическое, физиологическое состояние и социальное поведение.
Факторы, которые приводят к возникновению заикания, разнообразны: различные инфекционные заболевания, наследственность, длительные стрессовые состояния, эмоциональная перегрузка и многие другие. Время возникновения - обычно в возрасте 2 – 5 лет, это связано с периодом активного речевого развития ребенка.
Устранение заикания носит комплексный характер. Детям должна оказываться медикаментозная помощь врачами психиатрами, невропатологами, физиотерапевтами, и специальная педагогическая помощь – логопедами, музыкальными работниками.
Но все усилия специалистов не достигнут желаемого результата, если родители и дети будут пассивны в работе по устранению заикания. Зачастую родители не предпринимают должных попыток изменить ситуацию или же делают это непоследовательно, бессистемно. В таких случаях процесс формирования правильной речи затягивается, и заикание принимает хроническую форму.
Серьезной проблемой является и неправильное отношение родителей к недугу ребенка. Одним родителям свойственно преувеличение значения дефекта, которое передается и ребенку. Надо выработать у ребенка правильное отношение к своему дефекту, активизировать его внимание на правильную спокойную речь. Родители не должны требовать от ребенка правильной речи различными угрозами, упреками. Такой подход может только усугубить напряжение ребенка, и вызвать реакцию протеста, ухода в себя, отказа от речевого выражения. Другой крайностью является игнорирование проблемы, уверенность в том, что все само собой наладится. Еще одна ошибка в отношении к речевому нарушению – пассивная установка, она заключается в том, что родители, а впоследствии и сам ребенок, считают, что исправления дефекта – дело врачей и педагогов, и ребенок не должен прилагать к этому какие - либо усилия. Напротив нужно вызвать у ребенка желание заниматься, настроить его на занятия, создать определенные условия, которые способствовали бы этому.
Роль родителей в восстановлении нормального механизма речи ребенка является не менее серьезной, чем роль психолога, невропатолога, логопеда, педагога, педиатра и других специалистов. Родители должны установить тесный контакт с педагогами детских садов, постоянно информировать воспитателей и логопедов о состоянии своего ребенка. Проводить работу по закреплению тех навыков, которые ребенок получил на логопедических занятиях. Это принесет огромную пользу, что в конечном итоге даст положительный результат в устранение заикания.
И, наконец, важно помнить, что заикание необходимо устранить полностью. Даже, когда речь ребенка плавная, без запинок в любой эмоциональной ситуации, продолжайте систематически закреплять речевые навыки, постепенно усложняя материал. Не торопитесь прекращать занятия. Вы должны знать, что заикание может возобновиться, а это принесет еще больший вред. Причин рецидива, т.е. повторения заикания, может быть много. Это, прежде всего эмоциональная перегрузка, различные инфекционные и частые соматические заболевания… Особенно большая нагрузка на центральную нервную систему выпадает тогда, когда ребенок поступает в школу. Новая обстановка, новые требования, новые педагоги и друзья - это все может отразиться на работе нервной системы и привести к потере уверенности в своих силах, переживание своей неполноценности, уход от общественной деятельности, стремление к уединению. Поэтому, чтобы избежать рецидивов, родители четко и последовательно должны выполнять все рекомендации данные логопедом: соблюдения режима дня, питания, сна и отдыха, правильные физические и интеллектуальные нагрузки.
Для тех, кто заинтересован в решении данной проблемы, в настоящее время существует большое количество специальной литературы, методических рекомендаций, необходимых пособий. Наиболее известными авторами являются Андроновой – Арутюнян, Ястребова А.В. Поварова И.А., Цвынковский В.В.,
В заключение хочется сказать, что заикание – вполне устранимый дефект речи. Нужно только активно действовать, принимать необходимые меры для того, чтобы это нарушение исчезло полностью и навсегда.
Другие статьи по теме "Заикание":
Логопеды.ру в социальных сетях.
Присоединяйтесь к нам!
|
|