Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности
Голубева Галина ,
учитель-логопед , МАДОУ №51,
М.О., г. Мытищи,
Оригинал: скачать
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления и специальные логопедические сказки (логосказки).
Сказка, при творческом подходе к ней, позволяет решать задачи формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Театрализованные игры и логосказки способствуют развитию многих сторон личности дошкольника.
Они решают следующие задачи:
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
-совершенствованию звуковой стороны речи и исправление звукопроизношения;
-развитие связной (диалогической и монологической) речи;
-усвоение богатства родного языка;
-усвоение элементов речевого общения (жестов, пантомимики, мимики, интонации);
-активизация, пополнение и обогащение словаря;
-совершенствование грамматического строя речи;
-развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики;
-работа над интонационной выразительностью речи;
-коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
-обогащение знаниями, умениями, навыками;
-развитие интереса к литературе и театру;
-повышение эффективности мотивации речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
-приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова;
-приобщение к речевой культуре, народному фольклору.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-_ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
- развитие психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания, речи, мышления);
-развитие таких качеств личности, как самодеятельность, самостоятельность, инициатива, воображение и творчество;
-формирование нравственных норм поведения;
-воспитание морально-волевых качеств личности;
-создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
- профилактика застенчивости, замкнутости, агрессии, страхов у детей;
-осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
- формирование положительного настроя на занятие;
- создание интереса к изученным ранее упражнениям;
- сохранение в памяти полученных знаний, актуализация их в новой ситуации;
-совершенствование творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.
Выделяют несколько видов логосказок:
• Артикуляционные (на развитие дыхания, артикуляционной моторики);
• Пальчиковые (на развитие мелкой моторики, графических навыков);
• Фонематические (на уточнение артикуляции заданного звука);
• Лексико-грамматические (на обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
• Сказки, способствующие формированию связной речи;
• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
См. также: |
ПРИМЕРЫ ЛОГОСКАЗОК ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
Артикуляционные логосказки.
В течение учебного года проводится совместная работа учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы по развитию мелкой и артикуляционной моторики. В сентябре знакомим детей с дидактической сказкой «Путешествие Язычка» - игровые упражнения для развития речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). В играх дети учатся правильному, плавному длительному выдоху (логосказки «Колобок», «Как муха путешествовала»), развивают мелкую (пальчиковая гимнастика) и общую моторику (физминутки), слуховое внимание (игра «Чей голосок»).
Была разработана серия занятий по сказкам («Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Репка», «Колосок»), которые отбирались из «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста». Эти сказки были выбраны потому, что их сюжеты побуждали работу воображения, затрагивали нравственные и эстетические чувства, служили углублению интереса к речевой деятельности.
Логосказки для обучения грамоте.
Для усвоения детьми понятия ряда использую логосказку «Репка» - как в сказке каждый герой находится на определенном месте в ряду, так и звуки в слове стоят каждый на своем месте (первый, второй, последний). В дальнейшем при определении места звука в слове дети легко понимают, где начало, середина и конец слова.
Для занятий по подготовке к обучению грамоте было разработано дидактическое пособие - логосказка «Город звуков». В нашем городе есть домики для гласных и для согласных звуков. Для работы над гласными звуками использую русскую народную сказку «Теремок». Каждый герой может исполнять мелодию только на одном звуке: лягушка поёт на звук А, зайчик – Э, лиса – О, волк – У, медведь – Ы, мышка – И. Набор головок – персонажей плоскостного театра «Теремок» состоит из шести портретов – героев лесного театра, которые вырезаются вместе с ручкой. Форма открытого рта героев красного цвета (обозначение гласных) и меняется в зависимости от произносимого звука. Можно брать набор объемных игрушек кукол из любого материала и с помощью героев сказки проводить упражнения на слушание и произнесение гласных звуков. Аналогично подбираются герои для согласных звуков: П – Паучок, Х –Хомячок (для твердых согласных), мальчик Петя и девочка Лена (для мягких звуков).
Речевое развитие и коррекция речи детей с ОНР (общим недоразвитием речи) становятся более эффективными, когда учитель-логопед создает положительные эмоциональные условия, а именно – использует на занятиях театрализованные игры – драматизации и логосказки.
Рекомендуемая литература:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
2. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. - № 3. – с. 34-37
3. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. - № 4. – с. 46-75
4. Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. – 2008. - № 5. – с. 111-116
5. Екименко В.А., Столярова Н.Л. Логосказки – как вид коррекции речевых нарушений дошкольников. - «Логопед», научно-методический журнал, № 1 – 2008 г.
6. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. – 2007. - № 6. – с. 84-93
7. Трошин О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития // Логопед. – 2006. - № 1. – с. 4-10
8. Фурсенко Н.А. Театрализованные игры в помощь логопеду // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 92-95
9.Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Логопеды.ру в социальных сетях.
Присоединяйтесь к нам!
|
|