ТИКТИНСКИЙ-ШКЛОВСКИЙ Виктор Маркович (р. 1928) — российский психолог и психотерапевт, специалист в области клинической психологии, патологии речи и нейрореабилитации. Д-р психологических наук (1976), профессор (1984), чл.-кор. РАО (1995), д. чл. РАО (2001). Председатель межведомственного совета АМН, РАО, МЗ и МО РФ по проблемам возрастного развития, коррекции и реабилитации. Вице-президент Российской ассоциации психотерапевтов, чл. Президиума Российского общества психиатров. Ректор Института дефектологии и медицинской психологии, гл. специалист МЗ РФ по логопедии.
Окончил дефектологический фак-т ЛГПИ им. А.И. Герцена (1951). Профессиональную деятельность начал в Ленинграде в должности районного дефектолога (1951—1959). С 1959 по
Основным направлением научной деятельности Т.-Ш. является разработка проблем клиники, диагностики, патогенеза и терапии коммуникативных расстройств, прежде всего патологии речи органического и функционального генеза у детей, подростков и взрослых.. Им осуществлены комплексные исследования людей, страдающих заиканием — одной из тяжелых и распространенных проблем речи (1, 5—2% популяции). Изучены клинико-психологические, нейро-психологические, психофизиологические и биохимические аспекты патогенеза заикания, создана классификация заикания и разработана комплексная система его терапии, в которой особое место занимают медико-психологические, медико-педагогические и психотерапевтические направления. В процессе исследования процесса восстановления речи и др. высших психических функций при очаговых поражениях головного мозга у больных (в результате перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы) была разработана концепция нейрореабилитации на разных этапах развития патологического процесса. Предложены методики невербальной коммуникации, способствующие растормаживанию речи у лиц с тяжелыми расстройствами, ранее не поддававшимися коррекции. Разработана система количественной оценки, используемая в нейропсихологических тестах, которые используются для диагностики нарушенных функций речи, чтения, письма, памяти и т. п. В последнее время Т.-Ш. уделяет большое внимание изучению нейрофизиологических проблем нарушений речевого развития детей, приводящих к трудностям в обучении. Т.-Ш. автор монографий: "Заикание", М., 1976; 1994; "Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии", М., 2000) и др. работ.
А.Н. Коновалов
Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.
Логопеды.ру в социальных сетях.
Присоединяйтесь к нам!
|
|