Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

0312-05

Зонды постановочные

КУПИТЬ
zondy-new

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Актуальные вопросы теории и практики логопедической помощи в школе
 

Актуальные вопросы теории и практики
логопедической помощи в школе.

Скибина О.А.
учитель-логопед МОУ СОШ №18, г.Курск
Оригинал статьи в формате MS Word (132Kb) скачать

рис1Речевые нарушения являются од­ной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей, что требует охвата логопедической службой значитель­ной части детского населения. Логопедическую помощь школьникам с нарушениями речи оказывают учреждения различного ведомственного подчинения, что объясняет необходимость сложной инфраструктуры региональной логопедической службы и предполагает наличие значительного потенциала для ее дальнейшего развития в направлении созда­ния единого коррекционного пространства.  Недостаточная разработанность обозначенных вопросов определила выбор темы и ее актуальность.

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее  состояния зависит уровень реализации  личности.  Вне речи не возможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления,  памяти, а также поведение  в социуме.

Дети с выраженными нарушениями речи  и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать школьную программу , в связи  с чем примерно 50% стойко неуспевающих в начальных классах.

Таким образом, огромное число таких детей нуждаются в осуществлении неотложных организационных мер по созданию в Российской Федерации специализированной службы, которая отвечала бы современным требованиям науки и практики.

«Задачей логопеда в любом учреждении является объединение усилий семьи и своих собственных в достижении главной цели – выработки правильной и красивой речи ребенка». [6]

На сегодняшний день существующая сеть логопедических кабинетов в учреждениях здравоохранения главным образом направлена на обслуживания детского населения. Число учреждений для лечения подростков с заиканием, афазиями, дизартриями и другими расстройствами речи не соответствует реальным потребностям населения. Анализ деятельности логопедических кабинетов, поликлиник и психоневрологических диспансеров в городах страны показывает, что их работа не организована соответствующим образом. В частности не уделяется должного внимания профилактике и выявлению речевых расстройств. Педиатры, психиатры и логопеды не принимают в этой работе активного участия. Не выделяются группы риска. Не проводится ранняя диагностика. Несвоевременно осуществляется лечение детей с патологией речи, особенно с задержками общего и речевого развития, а также с заиканием, что приводит к хроническому течению заболевания.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи являются перспективным звеном в общей системе воспитания и обучения аномальных детей, обеспечивающим предупреждение дальнейшего развития дефекта. Слабым звеном в деятельности специальных детских садах является недостаточное медицинское обслуживание детей, несогласованность в сроках логопедических и оздоровительных мероприятий, позднее выявление детей, неполный их охват.

Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие обучение и не достигшие семилетнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.

Каково  же состояние, и какие проблемы логопедической помощи в условиях школьного логопункта, а такжеперспективы ее дальнейшего совершенство­вания в рамках действующей  системы помощи детям школьного возраста с нарушениями развития?  Проблема  диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку младших школьников общеобразовательных учреждений особенно актуальна на современном этапе. Как отмечено в Федеральной целевой программе «Русский язык», «Для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка, возникли серьезные трудности в преподавании русского языка в школах». [4] Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, так как у многих учащихся наблюдается отставание в речевом развитии, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма.

Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи. Логопедический пункт нашей школы существует 7 лет. Наблюдения показывают, что процент учащихся с нарушениями речи с каждым годом увеличивается.

Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появления у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку. Именно поэтому мы организуем обследование будущих первоклассников в школе «Субботнего развития». С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения,  учитель-логопед проводит занятия в летние каникулы, по составленному расписанию. Таким образом, не допускается нарушения чтения и письма.

 
Нравится статья? Расскажи друзьям!

Диаграмма1

Хочется подчеркнуть, что специфические ошибки письма, связанные с затруднениями при анализе речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звуко-буквенного анализа слова. К примеру: количество учащихся с нарушениями устной и письменной речи уменьшается при систематической коррекционно-логопедической работе.

Диаграмма2

Положительная динамика логопедического воздействия зависит от многих причин:

  • от механизма возникновения;
  • от тяжести речевого дефекта;
  • от сроков распознания дефекта и организации коррекционных занятий;
  • от систематичности занятий;
  • от индивидуального планирования на ликвидацию дефекта;
  • от комплексного медицинского лечения;
  • от активного участия родителей в исправлении речи;
  • от сознательной активности и самоконтроля учащихся;
  • от тесного контакта и единых требований к речи детей педагогического коллектива;
  • от сформированности познавательных процессов;
  • от компенсаторных возможностей мозга.

Работа логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки, карточки, настольные игры, книги, таблицы по русскому языку. Пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием ребёнка.

Помимо  занятий мы систематически проводим родительские собрания, консультации для родителей. Ведется работа с методическими объединениями, работа на совещаниях и педагогических советах. Огромную роль логопед уделяет воспитательной работе. В 2008 -2009 учебном году запланировано 4 мероприятия с детьми, посещающими школьный логопункт (Праздник красивой речи, устный журнал «Что мы знаем о народном творчестве», театрализованное представление «Карнавал сказок», «Эти таинственные слова»).

Поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий.

К сожалению, в школьной практике выявление детей с нарушениями письменной речи (чтения и письма) протекает с запозданием. Учителя направляют к логопеду учащихся с такими нарушениями во втором-третьем классах и позже. Необходимо как можно раньше выявить учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их на коррекционные занятия к логопеду. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности. Вот почему особое внимание учитель-логопед общеобразовательной школы должен уделять школьникам первых классов.

Для успешного формирования правильного звукопроизношения логопед вынужден предлагать ребёнку бесконечно долго и многократно повторять довольно ограниченный речевой материал (картинки, карточки, задания и т.д.).  Дети нуждаются в разнообразии работы. Они быстро утомляются, падает внимание, если их долго держать на одном упражнении. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными - это мёртвый груз.

Помощь ребенку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию. Для этого в общеобразовательной школе нужны квалифицированные специалисты в области коррекционно-развивающего образования. И  хорошо спланированная, систематическая, своевременная и совместная работа может решить актуальную проблему речевого развития.

Используемая литература.

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – М., Просвещение, 1989.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., Просвещение, 1991.
  3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., Просвещение, 1991.
  4. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. – М., Аквариум, 2006.
  5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2  /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. - №2.
  6. Работа логопеда с родителями в условиях детской поликлиники /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. - №1.
AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100