Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

0312-05

Зонды постановочные

КУПИТЬ
zondy-new

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Развитие речи детей с ОНР посредством деревянной игрушки
 

Развитие речи детей с ОНР посредством деревянной игрушки

Автор: Горохова Елена
(статью в формате MS_Word скачать 0,6MB)

toysОсновная задача, стоящая перед всеми педагогами детского сада – это овладение детьми самостоятельной, связной и грамматически правильной речью, навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность ребенка к школьному обучению. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи в работе специалистов педагогического и медицинского профилей.

Коррекция нарушений речиосуществляется в различных видах деятельности детей.

Ведущая деятельность дошкольников – игровая. У детей с проблемами в речевом развитии она носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Это вызвано не только биологическими факторами, но и низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы. Для преодоления данных проблем и достижения лучших результатов в воспитании и обучении детей с речевой патологией особое внимание уделяется вопросу организации театрализованной деятельности в детском саду.

Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей.

К семи годам ребенок должен овладеть основными формами устной речи – внешней (устной) и внутренней, диалогической и монологической.

Диалогическая речь – наиболее простая форма устной речи, служащая для непосредственного живого общения людей. Диалог состоит из отдельных реплик и поддерживается собеседниками. Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи детей, таких качеств личности, как общительность, вежливость, а также ряд навыков поведения.

Средства влияния на диалогическую речь дошкольников разнообразны, но важнейшим является организация речевого общения детей в повседневной жизни, в играх и на занятиях.

Развитие речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

Лексическая работа помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи особое значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании.

Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Программные задачи:

- Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;

- Развивать чувство ритма и координацию движения;

- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- Развивать дикцию на материале скороговорок и стихотворений;

- Тренировать четкое произношение согласных в конце слова;

- Пополнять словарный запас;

-Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

В занятиях по развитию речи посредством театрализованной деятельности можно использовать различные виды театров:

- настольный картонный театр,

- театр бибабо,

- фланелеграф,

- театр на пяти пальцах,

- театр мягкой игрушки,

- сценические постановки,

- а также использовать в постановках народные деревянные промысловые игрушки.

В народных деревянных промысловых игрушках таятся многогранные коррекционные возможности. Играя с деревянной игрушкой у детей с общим недоразвитием речикорригируются все психические процессе, речь, моторика, коммуникативные и эмоционально-волевая сферы, формируются различные виды игровой деятельности.

Используются самые разнообразные деревянные промысловые игрушки: матрешка обычная, матрешки-сказки, Старик-годовик, Неделя.

ПРИЕМЫ

  • Упражнения на развитие артикуляции («Веселый язычок», «Веселый пятачок»(губы в трубочку вытянуты-растянуть в улыбке-губы в трубочку, покрутить) и т.п.);
  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания («Космонавты», «Насос», «Деревья», «Кошка сердится» и т.п.);
  • Упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика (можно использовать как тексты сказок, так и близкие к ним тексты пальчиковых тренингов);
  • Упражнения на развитие чувства ритма и координации движений (аналогично можно использовать как стихотворные формы, так и упражнения на подражание, игры по системе Карла Орфа (повторить фразу с разной интонацией, подражая животным, в разном ритме, прохлопать фразу, пропеть фразу, изобразить фразу);
  • Знакомство с лексическими темами, имеющими отношение к сказкам;
  • Идентификация предлагаемых обстоятельств, в которых участвуют различные объекты;
  • Знакомство с рифмой;
  • Дидактические игры («Четвертый лишний», «Что изменилось?Кто спрятался?», «Составь семью», «Угадай, кто это?», и т.д.);
  • Составление описательных рассказов и загадок;
  • Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок данной тематики;
  • Работа над лексико-грамматическим строем и выразительностью речи;
  • Работа над слоговой структурой слов (в старших группах).

 

В структуру занятий по развитию речи посредством театрализованной деятельности так же включаются методы формирования пространственных и временных представлений.

Одним из наиболее эффективных методов формирования у детей с ОНР пространственно-временных представлений является применение бабенской игрушки.

ПРИЕМЫ

• Последовательное разложение фигурок с изображением времен года с любой точки отсчета.

• Установление последовательного ряда дней недели.

• Упражнения на обозначение пространственного расположения предметов.

• Идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты.

К формированию понятий о неделе приступаем, когда дети знакомы с цифрами до 7, определяют и называют цвета.

С этой целью используем бабенскую игрушку «Неделя». Каждый день недели имеет свой цвет, имеет определенное количество кружков от одного до семи. «Неделя» показывает: сколько дней в неделе, повторяемость, какой день недели был ДО, какой ПОСЛЕ, какой МЕЖДУ.

Представление о днях недели закрепляем в играх:

  • «Цепочка»
  • «Лови-бросай, день недели называй»
  • «Угадай, какой день недели спрятался?»

Цель игр: Закрепить названия дней недели по порядку.

  • «Назови соседей», «Встань по порядку», «Кто за кем?»

Цель: Развитие пространственной ориентации (ДО, МЕЖДУ, ПОСЛЕ)

Со сменой времени года знакомили, опираясь на бабенскую игрушку «Старик-годовик». Каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – зима белая, лето красивое – красное, весной все просыпается, расцветает – зеленая, осень золотая - желтая.

Анализируется, какое время года было ДО, какое МЕЖДУ, какое ПОСЛЕ.

Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций:

  • ПОСЛЕ какого времени года наступает ….
  • ПЕРЕД каким временем года бывает …

Для того, чтобы уточнить знания детей о том, какие конкретно изменения происходят в природе в каждом сезоне, используем игры:

  • «Лото».
  • «Когда это бывает?» (1 – взрослый показывает ребенку картинку – ребенок показывает матрешку, 2 –взрослый читает отрывок стихотворения, ребенок угадывает и показывает матррешку)
  • «К какому времени года подходит?».
  • «Что сначала, что потом?»
  • Пальчиковая гимнастика

Для детей дошкольного возраста последовательность «месяцы года» не анализируются. Однако на основе  игрушки «Старик-годовик» есть возможность показать, что в каждом сезоне 3 месяца – матрешки, разные по цвету: 3 красных, 3 желтых, 3 белых и 3 зеленых, а всего – 12.

  • Игра «Время рассердилось и ушло. Догони»

Дети преобразовывают фразы, слова,предложения,используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.

  • Игра 18. «Когда это бывает»

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.

Используются для театрализации сказки «Двенадцать месяцев», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Рукавичка», «Колобок» и т.п.

БИБЛИОГРАФИЯ.

 

  1. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», С-Пб, Детство-Пресс, 2007.
  2. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», М., «Творческий центр-Сфера», 2009.
  3. Нищева Н.В. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа», С-Пб, Детство-Пресс, 2010.
  4. Поляк Лора «Театр сказок. Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников», С-Пб, Детство-Пресс, 2008.
  5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», М., «Творческий центр-Сфера», 1998.
  6. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой», М., Издательство «Фолио», 2000.
  7. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», М., Мозаика-Синтез, 2008.
AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100