Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

0312-05

Зонды постановочные

КУПИТЬ
zondy-new

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Развитие мелкой моторики
 

 

Развитие мелкой моторики

Бухарина Ксения Евгеньевна
учитель-логопед ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1655
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

mm6В наше время можно заметить существенную закономерность – «Пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. Проблема взаимосвязи общей и речевой моторики занимались и научно подтвердили исследованиями такие крупнейшие ученые, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Еще в 1861 году французский нейрохирург П.Брока обнаружил, что в области второй и третьей лобной извилины находится область, при поражении которой человек теряет способность к членораздельной речи. Этот центр или зона Брока, обеспечивающий моторную организацию речи. Дальнейшие исследования ученых показали, что на снимке головного мозга видно, что речедвигательная область (зона Брока), расположена рядом с двигательной областью, а точнее является ее частью. Развитие моторки ведет за собой развитие речи. Исследования нейропсихологов подтвердили, что наибольшее значение имеет моторика рук. На снимке видно, что примерно треть от всей площади двигательной зоны занимает проекция кисти руки, которая расположена в непосредственной близости от речевой зоны.

   Современные психологи, логопеды, педагоги также занимались изучением этой проблемы. В.В. Цвынтарный – упражнениями для мелкой моторки и их связью с развитием фонематического слуха по подражанию, А.Е. Белая и В.И. Мирясова – включением игр для развития рук в различные виды деятельности, А.В. Антонова – развитием графических навыков у детей с речевыми проблемами.

   У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движениях пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

 Упражнениям для тренировки пальцев предшествует массаж кистей рук. Массаж пальцев и кистей рук можно проводить обычным карандашом.

Например:

mm1

Также массаж может осуществляться массажными шариками су-джок. mm2

Сначала ребенок просто катает шарик в руках. Затем проводится массаж каждого пальчика специальными пружинками.

mm3

 

 mm5

 

 

 

 

 

 

 

mm4После массажа детям можно предложить следующие виды заданий:

  • сжать и раздать кулаки;
  • ладонь – кулак – ребро;
  • чередовать: колечко – ушки – рожки;
  • соединить, разъединить скрещенные пальцы обеих рук и т.д. постепенно усложняя задания.

 

Все упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении – двумя руками вместе. Педагогу необходимо следить за постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое, при необходимости помогают ребенку. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста заучивают упражнения с речевым и динамическим сопровождением.

Примеры упражнений:

“ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

 

“ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ”

Раз, два, три, четыре, пять,
(Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого.)

Вышел дождик погулять.
(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
(“Шагают” средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:
“По газону не ходить!”
(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:
(Часто и ритмично бьют в ладоши.)

-Ох!
(Один хлопок.)

И ушел. газон засох.
(Ритмичные хлопки по столу.)

 Упражнения без речевого сопровождения тренируют также внимание, память ребенка.

Могут быть использованы и другие упражнения с использованием природного, а также игрового материала:

-         прокатывание деревянных или глиняных шариков различного диаметра, фасоли, орехов;
-         перекладывание карандашей, пуговиц, крупы, палочек;
-         конструирование из кубиков, палочек;
-         изготовление поделок из природного материала, бумаги;
-         различные виды рисования;
-         аппликация;
-         застегивание и расстегивание пуговиц;
-         шнуровка;
-         нанизывание колец, бусин;
-         сортировка мелких предметов;
-         выкладывание мозаики и т.д.

mm6 mm7  mm8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При работе с 6-летними детьми, параллельно ведется тренировка рук и обучение графическим навыкам.

При подготовке детей письму, автор ставит такие цели: тренировать руку, развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, правильно держать ручку, ориентироваться на листе бумаги.

 

УПРАЖЕНЕНИЯ, НАПРВЛЕННЫЕ НА ПОДГОТОВКУ РУКИ К ПИСЬМУ

  1. 1.«Сожми кулачок»

Локоть ребенка располагается на столе вертикально, ручка фиксируется фалангами указательного и среднего пальцев, 4 пальца сомкнуты, большой отставлен в сторону. Ребенок под счет сжимает и разжимает пальцы в кулачок.

mm9

  1. 2.«Шаги по столу»

Ребенок встает к столу правым боком. Ручка фиксируется фалангами указательного и среднего пальцев. Ребенок пытается «прошагать по столу» указательным и средним пальцем. Сам ребенок движется вместе с рукой.

mm10

  1. 3.«Как ловко!»

Ручка фиксируется большим и указательным пальцами. Вращающимися движениями она перемещается в сторону мизинца и обратно.

mm11  mm12

 

 

 

 

 

  1. 4.«Подними палец»

Рука ребенка плотно прижата к столу. Ребенок поочередно поднимает и опускает пальцы.

Все упражнения проделываются сначала на ведущую руку, затем на субдоминантную, а затем обеими руками одновременно

Развитие графических навыков рекомендуется освоить в три этапа.

На 1-ом дети учатся рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, заштриховывать их.

На 2-ом – дети учатся письму наклонных линий, штриховке косыми линиями.

На 3-ем – учатся рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.

Также для развития графомоторных навыков очень полезны раскраски.

mm13  mm14

 

 

 

 

 

 

Письмо с самого начала является сознательным актом. Обуче­ние ему связано с требованием правильного и четкого изображе­ния письменных знаков, а также с воспитанием настойчивости, стремления добиться наилучших результатов, воспитанием акку­ратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму не­возможно без развития внимания, наблюдательности и таких сло­жных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез. Успех обучения письму в значительной мере зависит от то­го, насколько активен ученик, что, в свою очередь, определяется воспитанием правильного отношения его к письменным заданиям.

 Как правильно сидеть при письме

     Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохране­нию зрения при письме, способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи расправле­ны и находятся на одной высоте. Грудь не касается стола (рассто­яние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги, со­гнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку. Локти пишущего ребенка немного выступа­ют за край стола и находятся на расстоянии около десяти санти­метров от туловища.

 Как расположить тетрадь

От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме. Для того чтобы из­брать правильное расстояние до тетради, ребенку необходимо по­ложить ладони на стол (парту), опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев, сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному положению букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполне­ния страницы тетрадь передвигается вверх, и левая рука придер­живает ее сверху.

 Как правильно держать ручку

   Свободное движение пишущей руки обеспечивается прежде всего тем, как ребенок берет ручку. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку сле­ва, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец могут на­ходиться внутри ладони или свободно лежать у основания паль­цев, верхний конец ручки при этом направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца — около двух сантиметров.

При правильном положении ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходи­мо держать свободно, чтобы у указательного пальца были подня­ты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца говорит об излишнем напряжении при удержании ручки. Следст­вием этого является преждевременное утомление и снижение тем­па письма.

Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

strela





 

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

strela2

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100