Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Диагностика деятельности родителей по формированию единых стартовых возможностей у старших дошкольников (речевой аспект)
 

Диагностика деятельности родителей по формированию единых стартовых возможностей у старших дошкольников (речевой аспект)

Учитель-логопед Денисова А.В. г. Самара

Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить данную проблему, то нарушаются условия для дальнейшего полноценного развития ребенка (Л.В. Выготский, Е.И. Винарская, Е.М. Мастюкова), а именно для формирования единых  на ряду со всеми детьми стартовых возможностей.

Роль родителей и семьи в преодолении нарушений речи велика. К сожалению, новые условия жизни требуют от родителей больших материальных вложений, и поэтому мы наблюдаем картину «вечно работающих родителей», у которых не остается времени и сил заниматься с детьми. Они перекладывают всю ответственность на детский сад и на специалистов.
Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, необходимо узнать, как занимаются родители с детьми по формированию единых стартовых возможностей, занимаются ли они, и что они хотели бы узнать у специалистов.

Цель: спроектировать батарею тестов для диагностики деятельности родителей по формированию единых коммуникативно-речевых стартовых возможностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме развития коммуникативно-речевых возможностей у детей с нарушениями речи.
2. Проанализировать ситуацию деятельности родителей с детьми по формированию коммуникативно-речевых возможностей детей.

Объект: диагностика деятельности родителей по формированию единых стартовых возможностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: диагностика деятельности родителей по формированию коммуникативно-речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста.

Подробнее рассмотрим понятие коммуникативно-речевая готовность к школе – это владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Речевая готовность включает в себя предпосылки усвоения принципов русского правописания: фонетического, морфологического, традиционного. Все эти принципы включают в себя различные предпосылки, такие как звукопроизношение, слуховая дифференциация, звуко-слоговой анализ, словарный запас, словоизменение, словообразование и т.д.

Коммуникативная готовность включает в себя:
- Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- Ориентация на партнера по общению;
- Умение слушать собеседника.

Таким образом, коммуникативно-речевая готовность включает в себя развитие всех сторон речевой системы, которые перечислялись выше, и формирование процессов сотрудничества и общения у ребенка.

Чтобы работа с родителями была эффективной, диагностика проходит несколько этапов:
- Выявление уровня общей осведомленности родителей по проблеме речевого развития детей;
- Выявление уровня осведомленности родителей о речевом развитии собственных детей;
- Выявление уровня сформированности деятельности родителей  по формированию единых стартовых возможностей у детей.

Все три этапа реализуются в различных формах работы: массовый опрос родителей с использованием презентации, анкетирование родителей, решение тестов родителями.

Выявление уровня общей осведомленности родителей по проблеме речевого развития детей. Данный этап работы необходим, чтобы в дальнейшем сотрудничество логопеда и родителей было успешным. С помощью него мы поймем насколько осведомленны родители, и какую информацию до них необходимо донести. Данная диагностика проходит в начале учебного года на общем собрании родителей, т.к. ожидается самая большая явка. В сентябре это делается для того, чтобы сразу логопед мог понять над «чем» работать в дальнейшем с родителями. Родителей детей старшего дошкольного возраста предупреждают о проведении данного опроса. Когда заканчивается собрание, предупрежденные  родители остаются в зале. Им раздаются карточки трех цветов: синий, красный, зеленый. Родителям разъясняется, что каждый цвет соответствует цвету варианта ответа на  доске. Перед родителями стоит интерактивная доска, и на ней видны вопросы, вопросы и варианты ответов озвучивает логопед, родители поднимают соответствующие карточки, логопед фиксирует у себя количество поднятых тех или иных по цвету карточек.  После этой работы логопед обязательно обсуждает правильные варианты с родителями, тем самым тут же просвещая их и решая проблему неосведомленности последних. Каждый вопрос выводится на отдельный слайд. Примеры вопросов и варианты ответов в приложении №1. Заранее логопед знает какие карточки какой ответ обозначают: красный – правильно, синий –  неверный ответ, зеленый – приближенный к правильному ответ, либо «затрудняюсь ответить». Тут же фиксируя ответы логопед потом подсчитывает количество верных, не совсем верных и неверных ответов, делая определенные выводы и обязательно знакомя с ними участвующих родителей.

Выявление уровня осведомленности родителей о речевом развитии собственных детей проходит в октябре, когда обследованы все дети и   у логопеда сложилась общая картина по состоянию речи воспитанников детского сада. Проходит в форме анкетирования. Анкеты раздаются родителям старших дошкольников, которые предупреждаются о написании правдивой информации. По анализу анкет логопед делает выводы, насколько внимательны к речи детей родители, и в состоянии ли они распознать речевой дефект у своего ребенка. С результатами диагностики логопед знакомит родителей. Пример бланка анкеты представлен в приложении №2.

Выявление уровня сформированности деятельности родителей  по формированию единых стартовых возможностей у детей проходит в форме тестирования. Родители старших дошкольников отвечают на вопросы тестов, которые раздаются воспитателями групп. Обязательным условием является заполнение бланка тестов в помещении группы, не забирая его домой. Родители предупреждаются, что им надо будет прийти пораньше, чтобы отвечать не торопясь. Родителям не сообщается, что они будут писать тесты, чтобы результаты были более точными, тесты пишутся анонимно. После ответов родителей подсчитываются полученные баллы. За каждый верный ответ родитель получает 3 балла, за каждый неверный ответ – 2 балла, при возникновении затруднений – 1 балл. Ответы, написанные  родителями от руки, оцениваются  как проявление особой заинтересованности в процессе. Все записанные предложения учитываются логопедом, выводятся средние общие пожелания и в дальнейшем обсуждаются с родителями на собрании.  Итоговое собрание проводится с целью: объявления общих результатов диагностики, просвещения родителей по формированию коммуникативно-речевых возможностей детей, просвещения родителей о необходимости включения в коррекционный и воспитательный процессы, передачи информации по работе над исправлением и развитием речи дома.  Если пожелания родителей будут признаны целесообразными, то логопед сможет включить их в свою работу. Приблизительный бланк теста в приложении №3.

Приложение.

Приложение №1.

1.    Кто такой логопед?
o    Врач, который лечит плохоговорящих детей;(син.)
o    Педагог, который учит детей правильно выговаривать звуки;(зел.)
o    Педагог, который занимается формированием и развитием всех сторон речевой системы, включая письменную; развитием мелкой моторики пальцев рук; развитием правильного дыхания; развитием высших психических функций детей и взрослых.(кр.)

2.    Что относится к фруктам?
o    Помидор, морковь, огурец;(син.)
o    Слива, вишня, абрикос;(кр.)
o    Арбуз, дыня, брусника.(син.)

3.    Как падает голос овца:
o    Она бекает;(син.)
o    Она млеет;(син.)
o    Она блеет.(кр.)

4.    Как выглядит бокал(предлагаются картинки)?
o    Бокал;(кр.)
o    Чашка;(син.)
o    Стакан.(син.)

5.    Как правильно произнести слово туфли, отвечая на вопрос «чего не стало?»?
o    Туфлей (син.)
o    Туфлев (син.)
o    Туфель (кр.)

6.    Как верно ответить на вопрос «чей хвост»?, говоря про белку?
o    Белкин (син.)
o    Бельчиный (син.)
o    Беличий (кр.)

7.    Что такое нарушение звукопроизношения?
o    Ребенок не может выделить местонахождение звука в словах (позиции начала, середины, конца слова);(син.)
o    Ребенок путает звуки между собой, переставляет местами, заменяет звук на другие, неверно произносит звуки.(кр.)
o    Ребенок не выговаривает труднопроизносимые слова (водопроводчик, регулировщик и т.д.)(син.)

8.    Что такое нарушение фонематического слуха?
o    Ребенок плохо слышит;(син.)
o    Ребенок не понимает инструкций, который дает ему взрослый («Разложи картинки по группам: на картинку с огородом-овощи, а на картинку с садом-фрукты»)(син.)
o    Ребенок не различает на слух звуки похожие между собой (с-ш, р-л, з-ж и т.д.)(кр.)

9.    Как ребенок учится говорить в раннем возрасте?
o    Самостоятельно, без чьей либо помощи;(син.)
o    По подражанию взрослых;(кр.)
o    Основную роль играют книги, сказки, картинки, предметы.(син.)

10.    Какую роль играет родитель в становлении речи ребенка?
o    Роль помощника;(зел.)
o    Роль наблюдателя;(син.)
o    Роль основного звена, с помощью которого формируется речь ребенка.(кр.)

11.    Должны ли логопед и родители работать вместе, сообща?
o    Нет, родители не должны мешать специалисту работать;(син.)
o    Да;(кр.)
o    Затрудняюсь ответить.(зел.)

12.    Для чего?
o    Чтобы знать что делает и чему научился мой ребенок;(син.)
o    Чтобы помогать ребенку усваивать и закреплять материал;(кр.)
o    Затрудняюсь ответить.(зел.)

13.    Могут ли нарушения произношения звуков повлиять на письмо и чтение?
o    Да, ребенок будет просто неправильно произносить звук при чтении (син.);
o    Нет (син.);
o    Да, будет неправильно писать и читать(кр.)

14.    Как вы думаете, нужен ли логопед в школе?
o    Нет (син.)
o    Да, для исправления нарушения звуков (зел.)
o    Да, для исправления нарушений произношения звуков, нарушений чтения и письма (кр.)

Приложение № 2.


Анкета
«А Вы прислушиваетесь к речи ребенка?»
1.    По Вашему мнению, в речи Вашего ребенка:
a.    Нет нарушений
b.    Имеются незначительные нарушения
c.    Имеются множественные нарушения.

2.    Если есть какие либо нарушения, то, пожалуйста, напишите Ваши жалобы:
---------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------

3.    Замечаете ли Вы неверное звучание каких-либо звуков в речи Вашего ребенка?
a.    Да
b.    Иногда
c.    Нет

4.    Путает ли ребенок в речи какие либо звуки между собой («ш» и «с», «ж» и «з», «ц» и «ть», «р» и «л» и т.д.)
a.    Да
b.    Иногда
c.    Нет

5.    Может ли Ваш ребенок подробно описать какой либо предмет или ситуацию, используя полные, развернутые предложения:
a.    Почти всегда так рассказывает
b.    Может, но только по просьбе взрослого
c.    В основном рассказывает односложные, короткие предложения
d.    Не использует вообще в своей речи длинные, развернутые предложения.
                                                                                                                                                            Группа №  

Приложение № 3.

Тест для родителей.
«Что вы делаете для формирования единых стартовых возможностей для обучения в школе вашего ребенка?»

1. Что такое единые стартовые возможности?
a)    Возможности одинаковые для всех для поступления в школу;
b)    Возможности использования собственных знаний при обучении в школе;
c)    Примерно одинаковый уровень освоения знаниями детей в дошкольном возрасте на момент поступления в школу.

2. Для чего детям единые возможности?
a)    Чтобы легче было учителям учить детей;
b)    Чтобы детям было легче принимать новые знания в школе со всеми наравне, при этом соблюдая плавный переход от сада к школе;
c)    Чтобы дети были одинаковыми.

3. Как должна быть развита речевая система у  старшего дошкольника?
a)    Правильное произношение звуков, богатый словарный запас, построение красивых правильных предложений, пересказывание  текстов, заучивание стихов.
b)    Правильное произношение звуков.
c)    Правильное произношение звуков и богатый словарный запас.

4. Как должна быть развита коммуникативная сторона речи у старших дошкольников?
a)    Умение рассказывать истории, пересказывать текст.
b)    Умение построения взаимодействия с окружающими с помощью диалогов и монологов.
c)    Передача различного рода информации другим людям.

5. Что должен, по вашему мнению, уметь старший дошкольник?
a)    Читать, писать и считать.
b)    Взаимодействовать с коллективом посредством развитой речи.
c)    Выполнять задания и поручения.
d)    Другое: (написать дополнительно)

6. На чем вы делаете акцент при подготовке детей к школе?
a)    На посещение подготовительных курсов дошкольников.
b)    На развитие всех сторон речи ребенка и умение взаимодействовать.
c)    На дисциплину.
d)    Другое: (написать дополнительно)

7. Как вы участвуете в подготовке речи детей к школе?
a)    Много читаю ребенку, учу с ним буквы.
b)    Выполняю рекомендации и домашние задания учителя на преддошкольных занятиях.
c)    Посещаем занятия логопеда, выполняем рекомендации специалистов, учим правильно выражать свои мысли.
d)    Другое: (написать дополнительно)

8. Может ли не до конца сформированная речевая система создать трудности в обучении детей?
a)    Да.
b)    Нет.
c)    Затрудняюсь ответить.

9.  Если может, то  перечислите какие?

10.  Что в речевой системе надо развивать у детей?
a)    Правильное звукопроизношение
b)    Правильное звукопроизношение, различение звуков на слух, слоговую структуру слов, определение места звука в слове, словарный запас, умение согласовывать слова между собой, умение строить фразы.
c)    Правильное звукопроизношение, различение звуков на слух, слоговую структуру слов, определение места звука в слове, словарный запас, умение согласовывать слова между собой, умение строить фразы, составление рассказов, умение использовать речевые возможности вне обязательной деятельности, осуществлять взаимодействие с окружающими с помощью речи.
d)    Другое: (написать дополнительно)

11. Как вы должны участвовать в развитие коммуникативно-речевых возможностей у своих детей?

Список литературы:

1.    Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001г.
2.    Презентация Соколовой Е.А. «Коммуникативно-речевая готовность и ее влияние на адаптацию первоклассников».
3.    Слепушкина Е.В. «Речевая готовность ребенка», сайт «Логопед.ru»
4.    Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников./под ред. О.В. Дыбиной. М., 2008
5.     Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет. /под ред.М.М. Безруких  М., 2008

Оригинал статьи в формате MS Word скачать.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

strela





 

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

strela2

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100