Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

0312-05

Зонды постановочные

КУПИТЬ
zondy-new

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Социально-личностное развитие дошкольников с ОНР II-III уровня в игровой деятельности
 

Социально-личностное развитие дошкольников с ОНР II-III уровня в игровой деятельности

Екатерина Куликова – учитель - логопед
Оригинал статьи в формате MS Word скачать
Выдан сертификат:  sert2-antonets

В современных социальных условиях российского общества количество детей с речевой патологией значительно возросло, особенно детей с ОНР, которые составляют более половины детей, посещающих коррекционные детские сады. На данный момент особенности речевого развития дошкольников с ОНР и коррекция нарушений при данной патологии речи достаточно широко изучены, но социально-личностный аспект недостаточно разработан в коррекционной педагогике.

Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднения в общении с окружающими.

При общении со взрослыми и со сверстниками у детей с ОНР наблюдается эмоциональная закрытость, либо, наоборот, повышенная общительность, граничащая с несоблюдением этических норм общения ребенка и  взрослого. Часто наблюдается нежелание либо неумение пользоваться предложенной помощью, невозможность самоконтроля при выполнении сложных заданий, т.е. таких особенностей, которые характерны для эмоционально «незрелых» волевых качеств детей[3].

Проведенные наблюдения за деятельностью и играми дошкольников с ОНР показали, что многие дети выражают желание к коммуникативной деятельности, но не умеют ее проявлять. Чаще всего возникает зрительный контакт, речевое взаимодействие наблюдается значительно реже. Они играют вместе, но при этом каждый играет самостоятельно. В игре, когда необходимо, например, вместе строить одну композицию, такие дети все равно строят каждый свою самостоятельно. Взаимодействие в игре у данной группы детей эпизодическое, они редко обсуждают игровые действия, и только время от времени обмениваются репликами: «Смотри!», «Дай мне кубик» и т.п. При этом они игнорируют игровые действия партнера, интересуясь только своей игрой.

Некоторые дошкольники с ОНР отказываются от какого-либо взаимодействия в игре, могут быть агрессивно настроены по отношению к сверстникам, либо просто не воспринимают его как игрового партнера. Такие дети обращаются только к взрослому, в коллективных играх выполняют только пассивную роль.
Таким образом, особенности личностной сферы дошкольников с ОНР заключаются в несформированности вербализации своего эмоционального состояния, в отсутствие навыков распознавать эмоции других людей, в нарушении игрового коммуникативного воздействия. У дошкольников с ОНР не сформированы самостоятельность, активность, воображение, они не умеют планировать игровые действия.

Игровые приемы и средства являются одним из способов всестороннего развития старших дошкольников. Продуктивность коррекции речи при использовании игровых приемов и средств возрастает, это обусловлено тем, что именно в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Именно игровые приемы и средства успешнее всего реализует развитие речевых, физических, умственных, нравственных и эстетических форм.   

В своей работе я использую игровые приемы для развития речевой и социально-личностной сферы дошкольников с ОНР. В основу данной методики положены также методические рекомендации по коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [2]. Также в методике коррекционного обучения дошкольников с ОНР использовались игровые приемы, основанные на предметной деятельности. Для организации игр использую такие наборы, как «Стройкайе», кубики «Мякиши», «Кубики-конструкторы Eichhorn».

На первом периоде обучения включаю простые игры, направленные на формирование речевого высказывания, закрепление произношения основных звуков, изученных лексико-грамматических правил. Кроме того, игры направлены на развитие мелкой моторики, памяти, внимания и мышления, личностных свойств детей.
Во второй период обучения игры несколько усложняются, от детей требуется уже более активная речевая деятельность. Также продолжается развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, личностных качеств.

На третьем этапе вводятся игры творческого характера, детям предоставляется свобода выбора, также игры направлены на развитие монологической и диалогической речи, формированию самооценки детей, умению работать в команде и взаимодействовать друг с другом.
Ниже представлены примеры игр.

Игра «Кто быстрее построит?»
Цель: развитие диалогической речи, наглядно-образного мышления, умения работать в команде.
Материал: Стройкайе
Ход игры. Играют две команды. В каждой команде по 4 человека. Дается задание, например: выложить ряд из 8 уголков с чередованием цветов, начиная с линии, обозначенной воспитателем и по его команде (например, «Один, два, три!»). При этом выкладывать должен только один человек, говоря остальным, что ему нужно принести.

Игра «Строй, как я».
Цель: развитие диалогической речи, знания основных форм и цветов, наглядно-образного мышления, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.
Материал: «Кубики-конструкторы Eichhorn»
Ход игры. Играют двое. Первый игрок берет любой элемент (кроме выше упомянутых) и устанавливает его на полу. Второй игрок берет элемент той же формы, того же цвета и устанавливает его в том же положении на некотором расстоянии. Так по очереди они строят – первый свою авторскую композицию, а второй – ее копирует. Если второй игрок ошибется, то он проиграл. Если не ошибется - он выиграл и меняется ролями с первым игроком.

Игра «Помоги другу»
Цель: развитие мелкой моторки, диалогической речи, знания основных цветов, формирование правильной самооценки, взаимодействия с партнером.
Игровой материал: цветные колечки.
Ход игры: Двое детей строят узор из колец, при этом один ребенок должен говорить второму, какого цвета кольцо ему подать. После того, как оба узора построены, каждый из детей оценивает свой узор и узор второго ребенка.

Игра «Кто быстрее построит?»
Цель: развитие диалогической речи, наглядно-образного мышления, умения работать в команде.
Материал: кубики Мякиши.
Ход игры. Играют две команды. В каждой команде по 4 человека. Даётся задание, например: выложить ряд из 8 уголков с чередованием цветов, начиная с линии, обозначенной воспитателем и по его команде (например, «Один, два, три!»). При этом выкладывать должен только один человек, говоря остальным, что ему нужно принести.

Список литературы:
1. Глухое В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.
3. Щипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1993. – № 4.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

strela





 

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

strela2

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100