Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

0312-05

Зонды постановочные

КУПИТЬ
zondy-new

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Пальчиковая гимнастика, её место и значение в режиме дня ДОУ
 

Пальчиковая гимнастика, её место и значение в режиме дня ДОУ

Учитель-логопед: Беляева Юлия
Оригинал статьи скачать
Сертификат: не выдан

Важность развития ручной моторики у детей обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Формирование движений происходит при участии речи. Исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи у ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, обеспечивающих произвольные движения руки, вызывает активизацию, созревание речевых зон.

Развитие тонкой ручной моторики в дошкольном возрасте обеспечивает и готовность руки ребенка к овладению письмом. Поэтому необходимым является выполнение упражнений  для развития тонкой и крупной моторики руки с самого раннего возраста.

Упражнения пальчиковой и ручной гимнастики выполняются в определенной системе, которая предусматривает на каждом этапе воспитательской и логопедической работы освоение все более сложных движений ручной моторики, способствующих становлению соответствующих речевых навыков. Так, на этапе работы над гласными звуками необходимо дать возможность ребенку почувствовать кисти рук свободными и сильными, ловкими и умелыми. Предложенные на этом этапе упражнения для рук помогут последовательно добиться активности кистей рук при сжимании и разжимании, а затем при выполнении более сложных имитационных ритмических движений с участием всей руки. На этапе работы над  свистящими и шипящими звуками основное внимание должно быть уделено дифференцированным движениям пальцев, которые являются проекцией активного кончика языка. Работая над сонорами, необходимо продолжать проводить упражнения  для поочередного касания. При дифференциации звуков предлагаются пальчиковые упражнения повышенной координационной трудности. Ребенок учится согласовывать одновременные точные движения обеих рук и сочетать их с произнесением сложных по интонации стихотворений. Самое главное при выполнении пальчиковой гимнастики – это согласование ритма движений со стихотворным ритмом. Чем младше ребенок, тем темп движений должен быть более медленным (примерно соответствовать логическим ударениям во фразе), чем старше ребенок, тем более быстрым (ориентировочно соответствовать слогу).

Сначала пальчиковую гимнастику выполняют не спеша. Если ребенок затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно, можно взять его руку в свою и действовать совместно. Далее, когда навык закрепится, ребенок без труда будет выполнять все упражнения самостоятельно.

Пальчиковую гимнастику рекомендуется проводить на каждом занятии по развитию речи. В качестве игры пальчиковую гимнастику можно выполнять в течение дня.

Можно использовать такие виды массажа и упражнений  для пальчиков рук.

1.Массаж кончиков пальцев рук:

Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий их домой несет,
Четвертый высыпает.
Самый маленький – шалун
Все, все, все съедает. (Массировать пальчики на одной, потом на другой руке)

Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик толстячок.
Получился кулачок. (Массировать пальчики, начиная с мизинца, загибая их в кулачок)

2. Упражнения для пальчиков

Рыбки

Рыбки плавают, резвятся            (шевелить пальцами)
В чистой свеженькой воде.          (сжимать и разжимать пальцы)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.                    (повертеть руками одна вокруг другой)

Две сестрицы

Две сестрицы – две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг друга моют:
Месят тесто две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки загребают, плавая. (делать руками движения, имитирующие эти процессы)

Ежик

Бежит ежик по дорожке,    (попеременно пальчиками стучать по столу)
Лапки стучат,
Иглы шуршат.                    (потереть ладошкой о ладошку)
Тише, тише.                        (все пальцы стоят на столе, погрозить 2-м)
Бежит мышь                        («покачать  хвостиком» - 5-м пальцем)
Ежик мышку хап – и съел.  (ударить ладошками по столу)
Побежал опять и лег спать.  (попеременно пальчиками стучать)

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

strela





 

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

strela2

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100