Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Формирование готовности к школьному обучению детей с заиканием коммуникативной функции
 

Формирование готовности к школьному обучению детей с заиканием коммуникативной функции

учитель-логопед 
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада компенсирующего вида № 12 
Зайцева Мария Сергеевна

Ссылка: скачать
Сертификат: не выдан

z1В настоящее время в мире отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии, обусловленными негативными изменениями среды жизнедеятельности человека. Среди них выделяется группа детей, у которых при сохранном интеллекте, слухе и зрении наблюдаются нарушения коммуникативной функции речи, проявляющиеся, в частности, в заикании. Большинство этих детей поступает в общеобразовательную школу, где сталкиваются с рядом трудностей учебного и личностного характера.

В рамках общепедагогических проблем остро встает проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей   с выраженными отклонениями в развитии речи к обучению в общеобразовательной школе.

Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.Ф.Берцфаи, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Г.Витцлак, ВТ. Горецкий, В.В.Давыдов, Я.Йирасик, А.Керн, Н.И.Непомнящая, С.Штребел, Д.Б.Эльконин, и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе, отмечается рядом авторов А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, Т.В.Пуртова, Г.Б.Яскевич, и др.

При разнообразии теоретических и практических подходов к данной проблеме не исследованным оказался вопрос подготовки к школьному обучению детей с   заиканием. В педагогической практике ДОУ прямой перенос методических  подходов, рекомендуемых для детей с нормальным развитием, к детям с речевыми отклонениями оказывается неэффективным.  

Отсутствие специально разработанных методических рекомендаций для педагогов приводит к тому, что у обозначенной группы детей недостаточно сформированы предпосылки к полноценной учебной деятельности, что становится одной из причин дискомфорта, неуверенности в себе и, как следствие, нередко отставание в учебной деятельности. 

В соответствии с данной темой мы определили проблему, цель, задачи. В своей работе старались определить комплекс педагогических условий формирования готовности к школьному обучению детей с заиканием.       

Рассматривали  педагогические условия, формирующие произвольность в общении у заикающихся дошкольников как одну из основных предпосылок к полноценному обучению в школе. 

Процесс формирования готовности к школьному обучению детей с заиканием  может быть успешным, если:

• будет выявлен уровень и особенности развития произвольности общения у детей обозначенной группы и характер их влияния на речевой дефект;

• будут определены критерии и показатели, характеризующие различные уровни развития произвольности общения с взрослым, со сверстниками и адекватности отношения к себе у заикающихся дошкольников;

• будет выявлен и реализован комплекс педагогических условий в рамках коммуникативно - развивающего подхода, обеспечивающий развитие произвольности общения как важнейшего компонента готовности к школьному обучению детей с заиканием.

z2Задачи: выявить особенности и уровни развития произвольного общения у дошкольников с заиканием и характер их возможного влияния на речевой дефект, разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие произвольности общения как компонента готовности к школьному обучению детей с заиканием.

Научная новизна и теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что 

• выявлены особенности и уровни развития произвольного общения у дошкольников с заиканием и характер их влияния на речевой дефект;

• разработан коммуникативно- развивающий подход как средство формирования готовности к школьному обучению и корригирования речевого дефекта у детей с незначительными отклонениями в речевом развитии.

Практическая значимость заключается в том, что разработана система коммуникативно-развивающих занятий с детьми. Практические рекомендации могут быть использованы как в работе с детьми, имеющими заикание  так и с детьми, у которых речевое развитие в норме. Содержание проводимой нами работы  заключалось в формировании у заикающихся детей произвольности общения (как основы готовности к школьному обучению), и посредством ее развития преодоления речевого дефекта, в условиях игры.

1 Формирование у детей представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками

2 Развитие у детей навыков произвольного общения в игровой и продуктивной деятельности

Решение поставленных перед нами  задач было вызвано необходимостью дать детям наиболее полное представление о том, какими коммуникативными умениями и навыками необходимо обладать для того, чтобы наладить позитивное взаимодействие с партнером, как и когда, использовать эти навыки.

В связи с этим мы воздействовали не только на развитие произвольного общения в процессе осуществления совместной деятельности, но и на формирование самой игровой деятельности.

1. Одним из основных компонентов готовности к школьному обучению является произвольность общения с взрослым, со сверстниками и адекватное отношение к самому себе. Недостаточная готовность к систематическому обучению в общеобразовательной школе у детей с заиканием  приводит к дискомфорту и усугублению речевого дефекта.

2. Своеобразие произвольности общения с взрослым, со сверстниками и отношения к самому себе, характеризующееся вариативностью проявлений, в основном выражаются в недостаточной коммуникативной компетентности у детей этой группы.

3. К педагогическим условиям формирования готовности к школьному обучению дошкольников с заиканием относятся такие формы, методы и содержание занятий, которые способствуют развитию произвольного общения. Отсутствие комплекса специальных педагогических условий не только замедляет формирование готовности к школьному обучению детей данной группы, но и является одним из значимых факторов, препятствующих коррекции речевого дефекта.

4. Организация коммуникативно-развивающих занятий, основанных на принципах игрового моделирования и коммуникативно-ориентированного обучения, оптимизирует процесс подготовки детей с заиканием  к полноценному школьному обучению и способствует коррекции дефекта речи.

Основными сторонами личностной готовности детей к школьному обучению являются:

•  произвольность в общении с взрослыми;

•  произвольность в общении со сверстниками;

•  адекватно сформированное отношение к самому себе.

z3Полноценная учебная деятельность, возможна лишь при достаточно высоком уровне развития речи (Т.Н. Доронова, О.С. Ушакова и др.). Высокий уровень развития речи предполагает определенную степень сформированности не только средств языка, но также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Элементарные формы общения в наглядной ситуации доступны каждому ребенку. Они не требуют особых усилий и совершаются с полной непосредственностью речевого поведения. Но дети, с заиканием  испытывают определенные трудности в усвоении учебной программы. Если сравнивать детей с заиканием с детьми без отклонений в речевом развитии  выявили относительное сходство в уровне сформированности готовности к школьному обучению . У заикающихся детей из массовых и логопедических детских садов практически не сформирована произвольность в общении со взрослым, со сверстниками и не обоснована самооценка. Самые существенные отличия были в уровне речевого развития. У детей с нарушением коммуникативной функции речи, посещающих логопедические группы, уровень речевого развития был существенно ниже, нежели у их сверстников из подготовительных групп ДОУ.

Формирование готовности к школьному обучению и коррекция речевого дефекта невозможны без учета специфики ведущей деятельности дошкольного возраста — игровой. В основу системы коммуникативно-развивающих занятий с заикающимися детьми была положена методика комплексного руководства игрой, эффективность которой определялась следующими конкретными условиями:

а) проведением совместных (обучающих) игр педагога с детьми, направленных на передачу им коммуникативного и игрового опыта. В совместно-обучающих играх мы акцентировали внимание детей на коммуникативных особенностях игровой ситуации. Благодаря таким обучающим играм дети учились переводить свой жизненный опыт в коммуникативно-условный план, ставить и решать игровые задачи разными вербальными способами. Обучающие игры имели фронтальную форму проведения.

б) Изменение коммуникативно-игровой среды достигалось при помощи моделирования различных игровых ситуаций или произвольных вариантов одной конкретной игры.

в) планомерным обогащением коммуникативного опыта детей. Обогащение коммуникативного опыта происходило за счет расширения контактов детей экспериментальной группы с детьми, у которых была отмечена нами норма речевого развития. Регулярными были экскурсии в общественные места, где дети могли тренировать полученные ими навыки произвольного общения.

Условием для развития произвольного общения, навыков взаимодействия в игровой деятельности, и коррекции дефекта послужила система созданных нами коммуникативно-развивающих игровых ситуаций

Коммуникативно-развивающие игровые ситуации — это разнообразные варианты одной конкретной режиссерской игры. Ситуации отличаются друг от друга тем, что, во-первых, ребенок имеет возможность занимать разные по коммуникативной нагрузке ролевые позиции; во-вторых, разные ролевые позиции предполагают разное содержание и виды общения.

Необходимость осознания ребенком своего желания общаться, представлялось нам ценным, так как результативность возникновения произвольного общения во многом определяется мотивацией ребенка в игре.   Поддержка инициативно-коммуникативного сюжетосложения в игре с учетом индивидуальных особенностей детей осуществлялось через использование предметно-игрового материала для режиссерской игры.        

Соблюдение названных условий позволило сформировать произвольность общения у дошкольников и существенно повлияло на устранение заикания.

z4

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100