Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Диалог-маленький урок философии (методические рекомендации по развитию диалоговой культуры)
 

Диалог-маленький урок философии
(методические рекомендации по развитию диалоговой культуры)

Коваленко Ирина Александровна
Учитель – логопед,
муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Анжеро - Судженского городского округа
«Детский дом «Росток»

Оригинал: скачать

Сертификат о публикации: sertifikat-kovalenko

 

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.).

С трудом верится, что люди, чье общение сводится к виртуальному, в прямом и переносном смысле, смогут без серьезных трудностей реализовать себя в социуме, строить и поддерживать отношения с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом плане.

В обыденной жизни знание технологии общения обогащает нас жизненным опытом, ведет к развитию личностных качеств. Бесспорно, что человек, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Как указывалось выше, речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Главной и первоначаль¬ной функцией является коммуникативная (назначение речи быть средством общения). Основной формой речевого общения  и выступает ДИАЛОГ.

Диалогическое общение  - это когда беседуют два (и более) партнёра на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнёров, при котором они уважают друг в друге личность. Это личностное общение, обмен чувствами, поиск взаимопонимания, путь к совместным мыслям, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности. В диалоге человек, прежде всего, ищет себя, познаёт себя через другого. Можно сказать, что ДИАЛОГ- это МАЛЕНЬКИЙ УРОК ФИЛОСОФИИ.

Коммуникативная функция является одной из ведущих составляющих компетент¬ности современного человека. Ребёнок-дошкольник проходит в своём развитии три стадии общения:
-ситуативно-деловое ( до2 лет). Мотивы общения заключаются в сосредоточенности ребёнка на самовыявлении, усваивается нормативное поведение, глубоки и интенсивны эмоции, общение отличается раскованностью и непосредственностью.
-внеситуативно-познавательное (3-5 лет). Ребёнок стремиться к общению со взрослым, пытается наладить деловое сотрудничество, согласовывать дейст¬вия для достижения цели, идёт на компромисс, стремится к признанию и уважению, проявляет склонность к конкуренции.
-внеситуативно-личностное (6-7 лет). Стремится к сотрудничеству с товари¬щами,складывается устойчивый образ сверстника. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, дети беседуют на познавательные и личностные темы, доказывают своё право на уникальность.

Именно поэтому нам, педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

Проблема развития речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, специалистам, педагогам дополнительного образования, психологам. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника – со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е.И. Исенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении, в усвоении родного языка – его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.

Дети пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет кразличного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, то есть не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Обучение диалогической речи традиционно протекает в форме беседы. В ее ходе происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, которая включает овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формирование умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.
Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие группы компенсирующей направленности, в большинстве случаев к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация – учебная. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот. 

Дети, поступающие в детский дом, как правило, представляют собой плоды гипер¬опеки или воспитания по типу «Золушки» (ребёнка не любят, он мешает спокойно жить, от него одни неприятности), что влечёт за собой выпадание одной из стадий общения в период сензитивного развития. Пережитый негативный опыт наклады¬вает отпечаток на их сознание, поэтому сфера личностного развития представляет для наших детей особую сложность.

Дети с ростками эгоцентризма в своём характере, не считаются с чужим мнением стараются получить порцию внимания к себе, не желают признавать самоценное' другого. Дети с проявлением ущербности в характере- теряются, уходят в сторон и даже, в некоторых случаях, проявляют агрессию.

Наши дети малочувствительны к чужой боли, равнодушны к чужой беде, но, в то же время, всячески акцентируют внимание к своей, даже маленькой, проблеме Кроме того, проблемы личностного развития влекут за собой проблемы речевого развития, и наоборот, если ребёнок имеет стойкое нарушение речи - он испытывает трудности и в установлении контакта со сверстниками и взрослыми. Такие дет малоактивны, не задают вопросы, не оречевляют ситуации, наблюдается амимичность и выраженная моторная недостаточность, дети не терпят насмешек в свой адрес.

Именно поэтому нам так важно научить детей слушать и слышать, спрашивать iотвечать, открыто говорить о своих переживаниях... Прежде всего, не надо бояться рассказывать о собственных пережитых нами чувствах. Нам нужно помочь ребёнку научиться общаться, чтобы ладить с людьми, чтобы установить позитивные отношения с окружающим миром.

Необходимо помочь ребёнку осознать, что межличностный диалог может принести радость себе и другому, и эту радость он может сотворить САМ.
Для успешности деятельности педагогу нужно глубоко осмыслить сущность культурного диалога.

Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его, как личности, в установке на ответ собеседнику, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.

Приёмы конструктивного диалога:
1.Имя собственное ( ласковушка, комплимент ).
2.«Я-ты»-сообщение о переживаниях субъектов диалога ( Открываем чувства друг другу).
3.Вербализация чувств.
4.Эмпатийное вхождение в проблемную ситуацию другого. ( Если бы я был тобой...).
5.«Я- сообщение» о собственной проблеме .(Представь, что ты- это я...).
6.Формулировка противоречия.
7.Предложения вариантов разрешения противоречий. (Копилка предложений).
8.Анализ предложений. ( Хорошо и плохо ).
9.Решение ( Выбираем лучшее, полезное, нужное ).
Разные виды диалогов, такие, как:
-поисковый диалог;
-доверительный диалог;
-диалог- размышление;
-диалог- игра;
-диалог- шутка-
помогут ребёнку «увидеть» мир своего «Я», осмыслить самого себя, как личность, открыть законы нравственных отношений, правила межличностных отношений, осознать себя и другого как величайшие ценности.

Примерный алгоритм конструктивного диалога:
Установление контакта —актуализация общей проблемы —^Поиск вариантов решений, основанный на анализе противоречий—
Выбор оптимального решения в условиях сохранения прав субъектов диалога ( технология культуры выбора ) —> принятие
согласованного решения творческие приёмы самоопределения в жизненных ситуациях
Диалог со сверстником – новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития.

Каковы же принципы работы по данной теме?
1. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.
2. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса (если брать работу по диалогу раз в квартал, результатов не дождётесь) .
3. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным.
4. Этиопатогенестический принцип, означающий дифференцированное построение процесса развития диалогической речи (каждому ребёнку давать материал доступный его развитию).
5. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей (психология наших детей построена таким образом, что необходимо задействовать все три анализаторных системы) .
6. Принцип доступности, заключается в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
7. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает знания, которые он способен успешно выполнить (ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребёнка) .

Для диагностирования динамики развития диалогических способностей детей, в рамках реализации проекта, используются психодиагностические методы: беседы, наблюдения, обследование.

Задачи:
1.Подготовка обследования.
2.Обследование.
3.Анализ полученных данных.

Диагностические задания.
Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выясняет, на каком уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.

Беседа представляет собой ряд вопросов:
•Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
•Какой детский сад, группу ты посещаешь?
•Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?
•Ты с ними часто ссоришься? Почему?
•Какие обязанности ты выполняешь в группе?
•Ты помогаешь ребятам, а взрослым?
•Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?
•Что тебе в них не нравится?
•Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?
•Ты помогаешь родителям?
•У тебя есть друзья во дворе?
•Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
•Каким ты хочешь, чтобы был человек?

Критерии оценки.
•Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
•Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
•Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
•Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
•Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.
Вопросы направлены и на понимание обращенной речи, и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой.
При затруднениях (длительная пауза, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.
Критерии оценки средств общения имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равняется 10 баллам.
•8-10 баллов – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.
•4-7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
•1-3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.
•0 баллов – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.

Оценка 8-10 баллов соответствовала высокому уровню сформированности диалогического общения, 4-7 баллов – среднему уровню; 1-3 балла – низкому уровню.
Конечно, невозможно до деталей расписать весь диалог или игру, но важнопомнить, что человек, который сам не переживал сильных эмоций, не размы¬шлял о собственных переживаниях- не поймёт и чувства другого.

Необходимо дать возможность каждому ребёнку почувствовать вкус нравственного поступка (Что чувствует его сердечко в той или иной ситуации?), помочь осознать, что радость, удовлетворение приходят от того, что ты совершил добрые дела, произнёс добрые слова.Позитивное настроение - это вершина диалога.
А если же ребёнок не приобрёл чувственного опыта - значит, общение прошло впустую. Чем сложнее проблематичность - тем выше должен быть уровень диалога.

Заметим, что каждый раз к диалогу и педагогу и ребёнку нужно готовиться как к новому социальному контакту: будь то встреча с новым ребёнком (Зачем ждём? О чём хотим спросить? Понравиться ли встреча? Поймёт ли меня? И т д.) или просто доверительная беседа. Педагог показывает ребёнку, что такая проблема как у него не единична и приводит примеры выхода из проблемной ситуации других людей или персонажей произведений. Важно дать верное направление для осмысления переживания уму и сердцу ребёнка.

Мы мечтаем о том, чтобы из каждого нашего малыша вырос человек с сильным, великодушным характером, умеющий понимать и принимать других, способный к определённой жертвенности и милосердию. А заложить основу воспитания такой личности мы можем только в условияхдиалоговой культуры.
От добрых семян нравственных переживаний прорастают добрые помыслы - слова,которые,укрепляясь, превращаются в сильное, крепкое дерево добродетельного  человека.

Таким образом, систематическая деятельность по развитию диалоговой культуры усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. 

Примерная тематика диалогов в сфере межличностных отношений
d1

d2
Коммуникативные игры, усиливающие интерес ребёнка к себе, к качествам личности, развивающие потребности в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми, формирующих способность к согласованию мнений
 d3d4

d5

d6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - синтез, 2000г. - 272с.
2.Капитовская О.А., Плохотнюк Н. Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: КАРО, 2005 г. - 64с.: ИЛ. - («Коррекционная педагогика»).
3./ Дошкольное воспитание №5/2001г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками. А. Г. Арушанова.

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100