Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности
 

autumn1

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников  с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности

Голубева Галина ,
учитель-логопед , МАДОУ №51,
М.О.,  г. Мытищи,

Оригинал: скачать

Сертификат о публикации: sertifikat-golubeva

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления и специальные логопедические сказки (логосказки).

Сказка, при  творческом  подходе к ней, позволяет решать задачи формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Театрализованные игры   и логосказки  способствуют развитию многих сторон личности дошкольника.

Они решают следующие задачи:

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
-совершенствованию звуковой стороны речи и  исправление  звукопроизношения;
-развитие связной  (диалогической и монологической) речи;
-усвоение богатства родного языка;
-усвоение элементов речевого общения (жестов, пантомимики, мимики, интонации);
-активизация,  пополнение и обогащение  словаря;
-совершенствование грамматического строя речи;
-развитие  артикуляционного аппарата, общей и мелкой   моторики; 
-работа над интонационной выразительностью речи;
-коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
-обогащение знаниями, умениями, навыками;
-развитие интереса к литературе и театру;
-повышение эффективности мотивации речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
-приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова;
 -приобщение к речевой  культуре, народному фольклору.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-_ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
- развитие психических процессов (восприятия, воображения,  памяти, внимания, речи, мышления);
-развитие таких качеств личности, как  самодеятельность,  самостоятельность, инициатива, воображение и творчество;
-формирование нравственных норм поведения;
-воспитание морально-волевых качеств личности;
-создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
- профилактика застенчивости, замкнутости,  агрессии, страхов у детей;
-осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
- формирование положительного  настроя на занятие;
- создание интереса  к изученным ранее упражнениям;
- сохранение  в памяти полученных знаний, актуализация их в новой ситуации;
 -совершенствование творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.  
Выделяют несколько видов логосказок:
•    Артикуляционные (на развитие дыхания, артикуляционной моторики);
•    Пальчиковые (на развитие мелкой моторики, графических навыков);
•    Фонематические (на уточнение артикуляции заданного звука);
•    Лексико-грамматические (на обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
•    Сказки, способствующие формированию связной речи;
•    Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

См. также:
- Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- Методическая разработка "Умные сказки"

ПРИМЕРЫ ЛОГОСКАЗОК ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
Артикуляционные логосказки.
В течение  учебного года проводится совместная работа учителя-логопеда и воспитателей логопедической   группы  по развитию мелкой и артикуляционной моторики.   В сентябре знакомим  детей с дидактической сказкой «Путешествие Язычка» -  игровые упражнения для развития речевого аппарата  (артикуляционная гимнастика). В играх  дети учатся  правильному, плавному длительному выдоху (логосказки «Колобок», «Как муха путешествовала»), развивают  мелкую (пальчиковая гимнастика) и общую моторику (физминутки), слуховое внимание (игра «Чей голосок»).

Была разработана серия занятий по сказкам («Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Репка», «Колосок»), которые отбирались из «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста». Эти сказки были выбраны потому, что их сюжеты побуждали работу воображения, затрагивали нравственные и эстетические чувства, служили углублению интереса к речевой  деятельности.

Логосказки для обучения грамоте.
Для усвоения детьми  понятия ряда    использую  логосказку «Репка» - как в сказке каждый герой находится  на определенном месте в ряду, так и звуки в слове стоят каждый на своем месте (первый, второй, последний). В дальнейшем при определении места звука в слове дети легко понимают, где начало, середина и конец слова.

Для  занятий по подготовке к обучению  грамоте  было разработано дидактическое пособие -  логосказка «Город звуков». В нашем городе есть домики для гласных и для согласных звуков. Для работы над гласными звуками  использую русскую народную сказку «Теремок». Каждый герой может исполнять мелодию только на одном звуке: лягушка поёт на звук А, зайчик – Э, лиса – О, волк – У, медведь – Ы, мышка – И. Набор головок – персонажей плоскостного театра «Теремок» состоит из шести портретов – героев лесного театра, которые вырезаются вместе с ручкой. Форма открытого рта  героев красного цвета (обозначение гласных) и меняется в зависимости от произносимого звука. Можно брать набор объемных игрушек кукол из любого материала и с помощью героев сказки проводить упражнения на слушание и произнесение гласных звуков.  Аналогично подбираются герои для согласных звуков: П – Паучок, Х –Хомячок  (для твердых согласных),  мальчик Петя  и девочка Лена (для мягких звуков).

Речевое развитие и коррекция речи  детей с ОНР (общим недоразвитием  речи) становятся более эффективными, когда учитель-логопед создает положительные эмоциональные условия, а именно – использует на занятиях   театрализованные  игры – драматизации и логосказки.

Рекомендуемая литература:              
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
2. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. - № 3. – с. 34-37
3. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. - № 4. – с. 46-75
4. Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. – 2008. - № 5. – с. 111-116
5. Екименко В.А.,   Столярова Н.Л.  Логосказки – как вид коррекции речевых нарушений дошкольников. -     «Логопед», научно-методический журнал, № 1 – 2008 г.
6. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. – 2007. - № 6. – с. 84-93
7. Трошин О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития // Логопед. – 2006. - № 1. – с. 4-10
8. Фурсенко Н.А. Театрализованные игры в помощь логопеду // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 92-95
9.Васькова О.Ф., Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100