Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Рабочие материалы Из опыта работы Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
 

faces-my

Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Авторы: Белова Елена Владимировна - учитель-дефектолог,

Раскаткина Елена Николаевна - учитель-логопед,

Кузнецова Нина Аркадьевна - учитель-дефектолог,

МБДОУ комбинированного вида № 45, город Арзамас, Нижегородская область 

Оригинал: скачать

 sertifikat-raskatkina2

 Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.

  Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Например, сенсорная интеграция наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно прихлопнуть. Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств   (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Взаимодействие пяти органов чувств – это сенсорная интеграция для дошкольников.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

 «Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции.

Создателем метода сенсорной интеграции является  Джин Айрес, логопед, психолог, трудотерапевт, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.  

 

 Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. С помощью ощущения ребёнок  познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые  непосредственно воздействуют на его органы чувств.

Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предметов, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается, действует.  Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. 

Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.

В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.

 Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.

В нашем дошкольном учреждении  наряду с обычными детьми   воспитываются   дети с ограниченными возможностями здоровья.  У  данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации,   зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.

Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога и психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

 В данном опыте представлена система работы по обогащению чувственного опыта детей, созданию связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, созданию определённой развивающей предметно-пространственной  среды.

В нашем детском саду 5групп компенсирующей направленности.  У детей наблюдаются недостатки интеллектуального (ЗПР, интеллектуальные нарушения) и речевого (аллалия, ОНР, системное недоразвитие речи) развития, двигательные нарушения, особенности поведения аутистического спектра, гиперактивность, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание  на задачах обучения, их интерес не стоик,  часто отсутствует мотивация к развитию.

 В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств  - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.

 Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении предметов (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов,  увеличивают словарный запас.

Игры с прятанием, поиском и нахождением, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов способствуют тренировке зрительного восприятия. Детям интересно искать рисунки на дне, под тонким слоем наполнителя.

Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.

     Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действитель­ности.

Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). 

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

alt

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это озна­чает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, самому попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Игры на восприятие звука   должны дать  представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимание осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т.е. развитие речи и развитие познавательных способностей ребенка осуществляется одновременно. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, потрогать его, понюхать /если он имеет запах/, попробовать/ если предмет съедобен/, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках, погладить, покатать в машине и т.д.

       Зрительные и слуховые ощущения развиваются при подборе «музыки». Дети ищут одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. От шума в коробочке стимулируется слух.

 Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.

Тактильные образы объектов формируются  посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.  

Игры на развитие тактильных ощущений оказывают большое влияние на эмоциональную сферу, формирование внутренних ощущений. Во время игр с «грязными» материалами развиваются сенсорные ощущения, ребёнок учится чувствовать окружающий мир через тактильный контакт.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.

   Органом осязания служит рука. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности, некоторые из них мы охотно используем в своей работе:

·         лепка из   пластилина;

·         рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

·         игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (пластмассовым);

·         собирание пазлов;

·         сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу;

·         игры с мелкими камушками, сыпучими материалами.

 

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики рук, поэтому в своей работе мы используем традиционную пальчиковую гимнастику, элементы массажа и самомассажа, что также способствует повышению тактильной чувствительности.

Самомассажкистей и пальцев рук в «сенсорной коробке» способствует стимуляции  тактильно-двигательных ощущений,    нормализации мышечного тонуса,  формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.  От шума в коробочке стимулируется слух, зрительные ощущения. Обогащается чувственный опыт ребёнка (фактура материала).

Массаж и самомассаж сопровождается   стихотворным текстом или выполняется под музыку.

Дополнительную информацию об окружающем мире несут запахи (стимуляция обоняния), вкус (стимуляция вкусовых ощущений). Они обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.

Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов; запах свежего хлеба и испорченного мяса и др.).

 Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов.

Стимулировать обоняние, можно меняя ароматы и делая их все менее резкими.

Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных.

 

Вкусовое восприятие развивается благодаря стимуляции, которую обеспечивает еда и питье. Давая ребенку, маленькие кусочки разных кушаний, нужно побуждать его угадывать с закрытыми глазами, что он ест (не следует, однако, давать ему ничего горького или острого). 

Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания определённой развивающей предметно-пространственной среды.

Для полноценного сенсомоторного развития, обогащения чувственного опыта детей  кабинеты дефектолога, логопеда, психолога, групповые комнаты оснащены различными  стимульными материалами, направленными на развитие основных видов восприятия:

  • Тактильное восприятие; • Зрительное восприятие; • Слуховое восприятие; • Обонятельное восприятие; • Вкусовое восприятие.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

 

Для развития тактильной чувствительности у детей  создана и периодически пополняется развивающая предметно-пространственная среда, которая включает соответствующие материалы. 

     В нашей практике мы  используем различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

«Шариковые» ванны» или как их ещё называют «сухие бассейны» дают положительные эмоции, снимают напряжение, усталость, формируют интерес к деятельности, мотивируют на выполнение задания.  «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. Малые ванны находятся в кабинетах специалистов, большие в группах компенсирующей направленности.

 Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. Использование Су – Джок  шаров способствует развитию памяти и внимания, стимулирует речевую активность.

Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажёр, массажный валик используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины.

По возможности в своей работе мы используем естественные условия природной среды: игры с мелкими камушками, шишками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны)

В кабинете психолога имеется сенсорное пособие «Сухой душ».    Данное пособие  стимулируют тактильные ощущения, помогает восприятию пространства и своего тела в этом пространстве, способствует снятию эмоционального напряжения.

Двухсторонняя тактильная панель «Ёлочка» - предназначена для стимуляции тактильных ощущений и осязательных навыков. На обе стороны панели закреплены различные тактильные предметы и материалы, развивающие мелкую моторику. 

       Дидактическое пособие Тактильный ящик предназначен для игр и развития у ребенка логики, воображения, памяти.    При помощи изделия, ребенок тренирует  мелкую моторику рук и осязательные навыки, учится правильно соотносить размеры предметов, изучать цвета.

Тактильный комплекс «Солнышко» - набор из 11 модулей, на каждый из которых нанесены различные ковровые покрытия.   Комплекс предназначен для стимуляции у  детей тактильных ощущений стоп, развития равновесия и моторики. Данное пособие находится в группе, специалисты используют отдельные элементы.

Наряду с развивающими пособиями, описанными выше, в своей работе мы используем различные дидактические игры и упражнения,  такие как:  «Чудесный мешочек», «Ощупай и слепи», «Холодно-горячо-тепло», «Веселый массаж», «Вспомни предмет», «Найди пару», игры с мозаикой, пазлами, с мыльными пузырями, водой и другие.

      Таким образом, через многократное последовательное  выполнение  практических упражнений на развивающих пособиях и  оборудовании достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

 

Создание  предметно-пространственной  среды для развития зрительного восприятия способствует построению зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. 

 

Игровой  набор «Дары Фребеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие.

Магнитный набор  «Ориентир»—  пособие, предназначенное для коррекционной работы по простран­ственной ориентировке,  способствует развитию умения получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве в практической ориентировке.  

Интерактивная панель «Солнышко» - это сенсорный игровой терминал с красочными интерактивными играми для детей, разработан под руководством Людмилы  Борисовны  Баряевой.  Многофункциональный игровой материал  позволяет развивать зрительное восприятие, сенсомоторные и познавательные возможности детей.

 Большой и малый сенсорные дидактические столы - способствуют улучшению сенсорного и зрительного восприятия детей, разработке мелкой моторики рук, концентрации внимания и координации движений.

Стол-мозаика – любимая игра в мозаику в новом исполнении. Способствует развитию цветового восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, образное мышление.  Находится в групповой комнате, используется в индивидуальной и подгрупповой работе специалистами и воспитателями. 

Игровая панель «Лабиринт-колесо» способствует развитию зрительного восприятия, произвольного внимания, усидчивости, логического мышления, мелкой моторики и координации  движений рук.

Задача ребенка - провести шарик из начальной точки лабиринта в конечную за наименьшее время.

   Декоративно-развивающая панель «Времена года»  способствует развитию зрительного восприятия, формируя представления о смене времён года. Изучая сезоны, попросите детей изобразить дерево зимой (сняв все листья), весной (надев цветы), летом (надев цветы и много листьев) и осенью (оставив листья только желтого цвета)

 В кабинете психолога Световой стол для рисования кварцевым песком рисование  на данном столе способствуют развитию цветового восприятия, целостному восприятию предмета через зрительные и тактильно-двигательные ощущения. Развивает у детей не только мелкую моторику, художественное восприятие, память, но также и способствует развитию усидчивости и пространственного мышления.  

        Световой стол для водной анимации Эбру- уникальная техника по рисованию Эбру красками на воде стимулирует зрительное восприятие, развивает воображение и мышление.  Данное игровое оборудование находится в кабинете психолога.

Бизиборд – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать обычно запрещено. Данное пособие  помогает развивать   сообразительность, зрительное и тактильное восприятие игровым методом. Находится в группе. Используется специалистами и воспитателями для индивидуальной работы.

 

Также наряду с сенсорными развивающими пособиями, в своей работе мы используем наглядный материал и компьютерные игры, презентации по лексическим темам, различные дидактические игры и упражнения, направленные на расширение кругозора, развитие зрительного восприятия цвета, форы, величины предметов,  их пространственного расположения, активизации познавательной и  речевой активности.

Игры:  «Назови цвет», «Что бывает такого цвета?», «Какой формы этот предмет?», «Найди мне предмет круглой (квадратной и т. д.) формы»,  «Найди Машу», «Разрезные фигуры», «Разрезные картинки», «Волшебный мешочек», «Матрешка,   «Какой детали не хватает?», «Что пропало?» и другие.

 

       Для стимуляции развития слухового восприятия в кабинетах специалистов, в группах имеются различные дидактические игры, игровые развивающие пособия.

Музыкальный игровой стол   - уникальный и многофункциональный стол предназначен и для игровой терапии, и для развития мелкой моторики, и для звуковой стимуляции. С его помощью можно изучать цвета, фигуры и счет. Находится в группе компенсирующей направленности.

  Помимо этого для развития слухового восприятия мы используем музыкальный центр с набором дисков с различными звуками живой и неживой природы, мелодиями, песнями;

• музыкальные инструменты;

• звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.

Организуем различные дидактические игры и игровые упражнения, например: «Что гудит?», «Где звенит колокольчик?», «Узнай звук», «Кто за дверью», «Кто, как кричит?», «Опиши словами», «Съедобное-несъедобное» и другие.

 

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать  обонятельные и вкусовые анализаторы. Развитие обоняния, познание чувства вкуса одна из сложных задач. Для стимуляции вкусового и обонятельного анализаторов мы используем:

·         флакончики с запахами;

• пакетики со специями;

• мешочки с ароматными травами;

• натуральные овощи, фрукты, продукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы);

• ароматические масла

Игры: «Фрукт или овощ?», «Помоги зайчику», «Что  сегодня  на обед?», «Угадай по запаху», «Поможем обезьянке»

В кабинетах оформлены сенсорные коробки с различными материалами, игры в которых способствуют развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия, обоняния, вкусовых ощущений:

• Сенсорные коробки используются дефектологом, логопедом, психологом на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Разнообразный наполнитель, инструменты, различные виды игр помогают активизировать различные виды восприятия, стимулируют речевую активность.

 • Дети с большим интересом достают из коробки что-то, погружают в неё руки, различные предметы, перекладывают, пересыпают, организуют сюжетные игры и т.п.

 

 Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала  в коррекционной работе с  детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:  

- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

 -  многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;

 - каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции  вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.

 

Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

 Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.  

Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.

2.      Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.

3.      Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.

4.      Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014

5.      Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.

6.      Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013

 

7.      Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.

 

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100