Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

0312-05

Зонды постановочные

КУПИТЬ
zondy-new

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Постановка звуков посредством развития мелкой моторики
 

hand1

Постановка звуков посредством развития мелкой моторики

Коняшкин Александр Николаевич
практикующий логопед, 
преподаватель по физической культуре Технологического коллледжа №21 

Оригиналскачать

Сертификат: не выдавался

Учёными и работниками дошкольных учреждений давно замечено, что чем ловчее работает 2-3-х летний малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения. А это, в свою очередь, залог дальнейшего его успеха в школьной и будущей жизни.

Как известно, дети уже после первого года их жизни начинают интенсивно овладевать многими новыми действиями, ранее им не известными: такими, как застёгивание пуговиц одежды, нанизывание бусинок на нитки и т. д., что способствует развитию у них, так называемой, малой моторики. А это в свою очередь совершенствует его координацию движений, речь, внимание, мышление, воображение, зрительную память и т. д.

Разнообразие мелкой моторики способствует раннему речевому развитию малыша и на его общие интеллектуальные способности. Дело в том, что упражнения по развитию мелкой моторики, одновременно развивают несколько отделов головного мозга и положительно отражаются на общем  интеллектуальном развитии малыша.

Развитая мелкая моторика и речь способствуют ребёнку быстрее находить общение с окружающими, в сравнении со сверстниками с плохо поставленной речью и скудным запасом мелкой моторики.

Но как определить, а хорошо ли сформирована мелкая моторика у трёхлетнего малыша? Читать дальше...

Для этого предложите ему выполнить ряд заданий в форме игры.

Попросите его, например, собрать матрёшки, пирамидку; завязать и развязать на ленточке или шнурках узелок, нанизать на нитки бусинки, застегнуть пуговицы на верхней одежде. И при этом обратите внимание:
1. На темп выполнения задания;
2. На напряжение кистей и пальцев;
3. Правильность выполнения действий.

Если ребёнок выполнил все задания без затруднений, то это значит, что у него мелкая моторика сформирована хорошо.

Но если в процессе выполнения заданий у него что-то не получилось: например, пальчики оказались малоподвижными, то это явный признак недостаточно сформированной мелкой моторики, на что ежедневно следует уделять больше времени.

Учёными установлено, что развитие тонких движений пальцев рук у малыша (мелкой моторики), положительно влияет на функциональное развитие речевой зоны коры головного мозга. А в дальнейшем это способствует более быстрому освоению техники письма.

Но как проверить степень развития мелкой моторики рук и их ловкость у  малыша? 

Для этого применяется  ряд специальных упражнений. Одним из таких упражнений является проверка с мячом. Берётся мяч  диаметром 10 сантиметров и предлагается ребёнку бросать и ловить этот мяч с расстояния одного метра. Броски и ловлю мяча можно проводить как индивидуально, так и парно.

Малая моторика и координация рук считается хорошей, если ребёнок бросил и поймал мяч более 24 раз за 30 секунд.

При выполнении упражнения необходимо, прежде всего,  обращать внимание на правильность её выполнения, а затем и на скорость.

Это упражнение можно использовать для развития пальцевой моторики, как на занятиях физической культуры, так и в домашних условиях.

При формировании мелкой моторики, для развития рук и пальцев, наряду с упражнением с помощью малого  мяча диаметром 10 см., можно использовать и теннисные мячи.

Следует отметить, что дети с удовольствием катают их по полу. Но задача педагога заключается не только в том, чтобы ребёнок просто катал теннисный мяч по полу и тем самым развивал свою мелкую моторику рук и ног, а чтобы при этом у него одновременно развивалось и умственное мышление. А для этого педагог усложняет это задание.

Так, например, катаем мяч по кругу только подушечками пальцев и при этом проговариваем звук «О»;
2. Катаем теннисный мяч вперёд-назад и проговариваем звук «Р»;
3. При сжимании мяча произносим звук «М»;
4. Перекатываем  мяч из одной руки в другую под звук «П».

При этом очень важно видеть настрой ребёнка, его готовность к занятию, увлечённость. Если ребёнок вялый, то вначале необходимо дать несколько игровых, но не сложных заданий, как например, подбросить и поймать мяч, ударить мяч о пол и подпрыгнуть. И только после того, как ребёнок заинтересовался происходящим, можно переходить к занятию.

Занятие с мячом, обычно, рассчитано на 15-20 минут. Оно состоит из подготовительной и основной части.

Подготовительная часть составляет 3-5 минут. Ребёнок в это время выполняет уже знакомые ему движения. Педагог оценивает степень их освоения, вносит, при необходимости, более сложную форму выполнения задания.

В основной части занятия педагог дает новые задания с учетов индивидуальных особенностей ребенка. 

Упражнения с теннисными мячами можно выполнять в любом положении (сидя, стоя, лежа и т.д) При их выполнении  необходимо обращать внимание и на дыхание, так как часто при выполнении сложных двигательных действий у ребенка учащается или наоборот задерживается дыхание. И в итоге это приводит к переутомлению. 

Для развития мелкой моторики и умственного развития малыша мы предлагаем комплекс упражнений, которые можно выполнять как в детском саду, так и в домашних условиях:
1.  Мяч в опущенных руках на выдохе поднимаемся на носочки и поднимаем руки вверх. При этом произносим  протяжно звук «УХ!».
2.  Мяч прижат двумя руками к груди, сжимаем мяч и произносим «П».
3.  Мяч между ладоней, катаем его  с небольшим приседом и протяжно произносим  звуки А, У, О , И.
4.  Мяч на поверхности, катаем мяч вперед и назад ребром ладони и проговариваем Р.
5.  Обхватываем мяч правой и левой рукой, проговаривая АМ., АП, АК, АВ и т.д.
6.  Мяч лежит на поверхности ребенок поочередно касается каждым пальцем мяча и произносит ДА, БА, МА, КА и т.д.
7.  Мяч лежи на поверхности, ребенок постукиваем по мячу, и произносит ТУК, ТУК
8.  Ребенок перекладывает мяч из одной руки в другую и произносит Б, П, Ш, Ч. Все звуки произносятся на выдохе.

Данный комплекс можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. Главное,  чтобы педагог мог контролировать все действия и во время поправлять. 

В заключительной части выполняются упражнения на восстановления дыхания и пальчиковая гимнастика. Детям очень нравится в конце занятия потрясти пальчиками, проимитировать игру на пианино, и т.д.

Не надо забывать , что работа с детьми ведется не только воспитателями, но и родителями, поэтому все домашние задания должны выполняться в соответствии с требованиями педагогов и родителям необходимо прислушиваться к их советам.

На развитие мелкой моторики и умственного развития ребёнка немаловажное значение  имеет выбор игрушек для малыша. Для этой цели более подходят игрушки с мелкими деталями, шнуровкой, палочками и сквозными отверстиями. Чем больше деталей у игрушки, тем лучше. Среди игрушек  малыша обязательно должны быть пазлы, мозаика, конструктор, которые развивают одновременно мелкую моторику, мышление, воображение и полезные навыки. С возрастом детали конструктора должны уменьшаться.

Помните, что детям, чья мелкая моторика рук развита хуже, сложнее даётся письмо в начальной школе из-за того, что их пальцам и кистям не хватает элементарной ловкости. Поэтому, таким детям трудно справиться с палочками и крючками на бумаге. 

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100