Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей с артикуляторно - фонетической дислалией
 

Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей с артикуляторно - фонетической дислалией

chto-jeto-dizartrija

АвторНеугодникова Яна Юрьевна
студентка 5 курса заочного отделения
 факультета коррекционной педагогики и психологии

Оригинал: скачать.
Сертификат: не выдавался

Дети с нарушениями звукопроизносительной стороны речи часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеют фонематическое восприятие и фонематический слух. Фонематическое восприятие – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки. Нарушение же фонематического слуха оказывает отрицательное влияние на развитие всех сторон речи и прежде всего на ее звукопроизносительную сторону – неправильно услышанная речь порождает искаженное произнесение слов.

Нарушение звукопроизносительной стороны речи – это такой дефект, которыведет к тому, что ребенок не может правильно воспринять на слух звуки речи, близкие по звучанию или сходные по артикуляции. Его активный и пассивный словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что лексическая сторона речи остается недоразвитой, объем словами не достигает возрастной нормы.

По этим же причинам у ребенка с нарушением звукопроизношения в нужной степени не формируется грамматический строй речи. Многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка с таким дефектом остаются «нулевыми».

Дети с нарушениями звукопроизносительной стороны речи плохо владеют  звуковым анализом слов, испытывают большие затруднения при обучении чтению и допускают грубые нарушения письма (пропуски, перестановки, замены букв). Это является в школе причиной их неуспеваемости.

Таким образом, в результате сложной дислалии наблюдаются нарушения фонематического восприятия и фонематического слуха, которые впоследствии приводят к общему недоразвитию речи, которое в дальнейшем влечет за собой нарушение письма и чтения.

Прежде чем недостатки звукопроизношения превратятся в стойкий и сложный  дефект, необходима коррекционная работа и  постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда. Кроме того, важно помнить и о том, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления.

До 4-5 лет искаженное произношение у ребенка может считаться нормальным явлением, в этом случае оно носит название возрастной или физиологической дислалии. Однако  после 5-тилетнего возраста (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) подобное нарушение звукопроизношения рассматривается как патология. Именно в этом возрасте нудно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.

В настоящее время термин «дислалия» употребляется авторами всех стран (т.е. он приобрел международный характер). Однако смысловое содержание и виды нарушений, которые входят в дислалию, у разных авторов совпадают не во всем. Эти несовпадения обнаруживаются в тех случаях, когда берутся разные основания для описания нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические. При традиционном описании дислалии, когда используются клинические симптоны и критерии, различные произносительные нарушения, относящиеся к типу дислалии, рассматриваются как рядоположные. Описания произносительных нарушений при дислалии на основании  психологических и лингвистических критериев и параметров (например, у Р.Е. Левиной),  включают разные её формы и виды, и фонетические и фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения.

Б.М. Гриншпун в своих работах выделила 3 виды нарушений при дислалии: замены, смешения и искажения звуков. В традиционной логопедии они рассматриваются как рядоположные.

В современных логопедических исследованиях, авторы которых опираются на положения психолингвистики, нарушения, наблюдаемые при дислалии, подразделяются на две категории. Первая категория:  фонологические нарушения – замены и смешения звуков (Ф.Ф. Рау), или фонематические нарушения – дефекты, при которых нарушена система языка (Р.Е. Левина). Искажения звуков квалифицируются Ф.Ф. Рау как фонетические, дефекты при которых нарушена произносительная норма речи. [9, с. 56]

Таким образом, дислалия – это нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (словарь
В.И. Селиверстова).

Дислалия – очень распространенный дефект звукопроизношения. По данным 1950-х годов, собранным М.Е. Хватцевой в Ленинграде, у 17% детей дошкольного возраста обнаружена дислалия. Б.М. Гриншпун приводит такие показатели распространенности дислалии: 25-30% у дошкольников 5-6 лет, 17-20% у школьников 1–2-х классов и 1% у старшеклассников (рис. 1.1).

21-09-2017 12-40-10

Рис. 1.1. Распространенность дислалии у детей разных возрастных групп по данным Б.М. Гриншпун, в %

В онтогенезе формирование звукопроизносительной стороны речи характеризуется тем, что в младшем дошкольном возрасте неправильное произношение отдельных групп звуков вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Однако в более старшем возрасте любые нарушения звукопроизношения это патология. Здесь нужна коррекционная работа, которую должен проводить логопед систематически и целенаправленно, чтобы выявить и устранить нарушения звукопроизношения, имеющиеся у ребенка.

Отечественная логопедия придерживается такой концепции, в которой дислалия представляет собой такие виды нарушений звукопроизношения, которые не обусловлены органическими нарушениями центрального порядка.В современной концепции дислалии функционально обусловленные нарушения произношения и органически обусловленные нарушения разделены на самостоятельные формы дислалии.

Артикуляторно-фонетическая дислалия – это вид функциональной дислалии, при которой нарушена звукопроизносительная сторона речи, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. Выделяют два основных варианта этого дефекта: 1) из-за редуцированной и не полностью сформированной артикуляторной базы ребенок отбирает вместо нужного звука другой звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков замена звука); 2) артикуляторная база полностью сформирована, но при отборе звука ребенок принимает неправильное решение, вследствие чего ребенок может произнести слова правильно и неправильно (смешение звуков). Для современной логопедии продолжает оставаться актуальным поиск методически оправданных путей и способов выработки правильного звукопроизношения у детей с артикуляционно-фонетической дислалией.

 

 

Список использованных источников

Однотомные издания

Книга одного автора

Абдуллина, Д. Г. Научно-практические аспекты психогигиенического использования релаксации [Текст]/ Д. Г. Абдуллина; Логопед - 2009 - №6 – 20 с.

Барсукова, Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек [Текст]/ Е. Л. Барсукова; Логопед - 2009 - №5 – 26 с.

Бачина, О. В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ [Текст]/ О. В. Бачина;  Логопед 2009. - №1- 12 с.

Белякова, Е. А. Логопедия [Текст]. / Е. А. Белякова; М.: Академия, 2008. - 208 с.

Богомолова, А. И. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников [Текст]/ А. И. Богомолова; М. Феникс, 2008. - 69 с.

Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей [Текст]/ А. И. Богомолова;  М.Феникс, 2007.-150 с.

Большакова, С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. [Текст]/С. Е. Большакова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2008. - 89 с.

Борисова, Е.А. Лексический материал для закрепления правильного произношения [Текст]/Е. А. Борисова; Логопед - 2008 -№1- 26-30 с.

Волкова, Л. С, Хрестоматия по логопедии. [Текст]/Л. С. Волкова; М., 2007. - 120 с.

Волкова, Л. С. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. [Текст]/Л. С. Волкова; М.: ВЛАДОС. - 2009. - 431 с.

Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у дошкольников [Текст]/ Н. А. Гегелия; М.: ВЛАДОС, 2007. - 240 с.

Гомзякова, И. Загадки с подвохом//Дошкольное образование. [Текст]/И. Гомзякова; 2010. - № 6 – 20 с.

Гончаренко, Е. Б. Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью [Текст]/Е. Б. Гончаренко; Логопед 2009 - №4 – 39 с.

Громова, О. Е. Как мальчики усваивают речь в норме и в случаях задержки речевого развития [Текст]/О. Е. Громова; Логопед - 2009 №5 – 4 с.

Дмитриева, Л. И. Логопедия [Текст]/Л. И. Дмитриева; М.: МПСИ, 2007. - 128 с.

Долгова, Ю.В. Игры и упражнения на основе текста в системе коррекции звукопроизношения [Текст]/Ю. В. Долгова; Логопед 2009 - №8- 25с.

Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Текст]/И. И. Ермакова; М.: Просвещение: 2006. - 143 с.

Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у дошкольников [Текст]/Л. Н. Ефименкова; М. : ВЛАДОС, 2007. - 336 с

Жохова, О. В. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников [Текст]/О. В. Жохова; Логопед 2009 - №8 – 33 с.

Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/Н. С. Жукова; Екатеринбург:, 2008. - 320 с.

Иванова, С. В. Развитие мотивации учения у младших школьников [Текст]/С. В. Иванова; Логопед 2009 - №2 – 31 с.

Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии [Текст]/С. А. Игнатьева; М.: Владос, 2004. - 304 с.

Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет [Текст]/О. Б. Иншакова; М.: ВЛАДОС. - 2008. - 184 с.

Исманская, Т. Играем с детьми, развиваем речь [Текст]/Т. Исманская; Дошкольное образование.- 2009. - № 1- 45 с.

Ковшиков, В. А. Развитие связной речи у дошкольников [Текст]/В. А. Ковшиков; М.: В. Секачев, 2008. - 96 с.

Комарова, Л.А. Новые подходы в системе коррекционных занятий по автоматизации звуков [Текст]/Л. А. Комарова; Логопедия - 2008. №8 - 81- 83 с.

Коньшина, Н. А. Формирование связной речи младших школьников [Текст]/Н. А. Коньшина; Логопед - 2000.-№5- 10-15 с.

Кучергина, О. Ф. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста [Текст]/О. Ф. Кучергина; Логопед - 200.4 - №5 - 54-67с.

Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)[Текст]/Р. И. Лалаева; СПб.:Союз, 2009. -160 с.

Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]/Р. И. Лалаева; М.: ВЛАДОС,2009.-132с.

Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст]/ Р. И. Лалаева; СПб. : СОЮЗ, 1998. - 221 с.

Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]/Р. Е. Левина; М. ВЛАДОС, 2008. - 290 с.

Леонова, С. В. Психолого-педагогическая коррекция речи у дошкольников [Текст]/С. В. Леонова; М.: ВЛАДОС, 2007. - 128 с.

Леонова, С. В.Весёлая разминка [Текст]/С. В. Леонова; Логопед - 2004. - №6 - 40-45с.

Лизунова, Л. Р. Мониторинг единого речевого режима в ДОУ [Текст]/Л. Р. Лизунова; Логопед -2009. - №4- 28 с.

Логопедия. Методическое наследие/ под ред. Л. С. Волковой. – Кн. 1:  Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи:  в 2 ч. Ч. 1: Нарушения голоса. Дислалия. [Текст]/Л. С. Волкова; М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.

Ляпидевского, С.С. Расстройство речи у детей и подростков. [Текст]/ С. С. Ляпидевского;  М.,2008. - 101с.

Марина, С. Б. Обучение грамоте в образах и движениях// Дошкольное образование. [Текст]/С. Б. Марина; 2009. - № 1

Микляева, Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста [Текст]/Н. В. Микляева; 2008. - №4 – 81с.

Парамонова, Л. Г., Логопедия для всех. 4-е изд. [Текст]/Л. Г. Параманова; СПб.: Просвещение., 2009. - 92 с.

Пискунова, A.M. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия [Текст]/А. М. Пискунова; М. Владос, 2007. - 40 с.

Правдина, О. В. Логопедия. [Текст]/О. В. Правдина; М. Просвещение, 2009 - 110 с.

Поваляева, М. А. Справочник логопеда. [Текст]/М. А. Поваляева; 2001. - 50-68 с.

Руденко, В. И. Домашний логопед [Текст]/В. И. Руденко; Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 320 с.

Сайкина, С.Г. Роль игры в формировании звукопроизношения у ребёнка [Текст]/С. Г. Сайкина; Логопед - 2008. - 116 – 120 с.

Соловьёва, Н. В. Таблицы для анализа звукового состава слова: новые варианты традиционной методики [Текст]/Н. В. Соловьева; Логопед - 2008. - №8 - 42-55с.

Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]/ М. Ф. Фомичева; М., 2008.-145 с.

Хватцев, М. Е., Хрестоматия по логопедии [Текст]/ М. Просвещение,2009 -456 с.

Холмогорова, Л. В. Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно - развивающей работе с дошкольниками. [Текст]/Л. В. Холмогорова; Логопед - 2007. - №6 - 4-16 с.

Чигинцева, Е. Г. Поиск эффективного пути обучения правильному произношению детей с дислалией в условиях дошкольного логопункта [Текст]/Е. Г. Чигинцева; Логопед - 2006. - №1 - 44 – 51с.

Чиркина,Т. В Основы логопедической работы с детьми. [Текст]/Т. В. Чиркина; М. ЛИТУР, 2007 -24 с.

Якимович, О. А. Детско-взрослые образовательные проекты [Текст]/О. А. Якимович; Логопед 2009 - №3 – 23с.

Книга двух-трех авторов

Дислалия. Часть I. Теоретические основы дислалии: методическое пособие/ сост. В. А. Жарова,  Е. С.  Теплякова; под общ. ред. В. А.  Жаровой. [Текст]/ В. А. Жарова,  Е. С.  Теплякова; Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – 75 с.

Коноваленко В. В., Коноваленко, С. В. Хлоп - топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. [Текст]/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко;  М., 2004.- 3-5 с.

Панкратова, Н. А., Выготская, И. А. Звуковые странички [Текст]/Н. А. Панкратова, И. А. Выготская; Обруч - 1998. - №5 - 32-45 с.

Филичева, Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. [Текст]/Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева; М., 2007. - 97 с.

Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г. А. Основы логопедии. [Текст]/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. А. Чиркина; М, 2009.-189 с.

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100