Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
 

Развитие фонематического восприятия в онтогенезе

b87988b2

Автор: Голубцова Елена Сергеевна
студентка 5 курса заочного отделения
факультета коррекционной педагогики и психологии

Оригинал: скачать
Сертификат:       
 
sertifikat-golubcova

  

Основой для развития фонематического восприятия является нормальное развитие слухового восприятия: уже в 1-2 месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия); в 2-3 месяца – ориентировочно-поисковые реакции; в 3-4 месяца ребёнок находит источник звука, различает голоса близких, различает строгую и ласковую интонации, спокойную и плясовую мелодии, по-разному реагирует на своё и чужое имя, начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих[5].

Интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребёнка во вторую четверть первого года его жизни.

Швачкин Н.Х. [56] подчёркивает, что возникновение сенсомоторных связей, относящихся к четвёртому месяцу жизни ребёнка, является важнейшей предпосылкой речи вообще и звуков речи в частности. В 6-7 месяцев развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм. На 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают. В конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова. Этот этап развития детской речи автор назвал до-фонемным.

Под воздействием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой  артикуляции и речевого слуха ребёнка. Зачатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Речь второго периода Н.Х. Швачкин назвал фонемной.[56].

 Фонематическое становление речи ребёнка существенно зависит от психологических особенностей фонем:

1 Обобщённость фонемы

Фонема возникает в связи со становлением слова. Фонема включает в себя ряд фонетических представлений и, конкретизируясь в процессе речи, является представлением, образом.

2 Различительная функция фонемы.

Фонема-звук, различающий значения слов. Психологическая особенность различения значений с особой чёткостью обнаруживается в момент образования фонемы. Возникновение фонем связано с развитием способности различения значения, она рождается в процессе развития этой способности, является своеобразным вестником этого явления.

3 Константность фонемы.

Благодаря ей, мы разное "к" в словах "кот", "кат" воспринимаем как одинаковое "к".

4. Произвольность или преднамеренность фонемы.

Фонема-звук произвольно или преднамеренно произносимый. Произвольность фонемы чётко выявляется в момент её возникновения. В период до фонемной речи ребёнок произносит звуки непроизвольно, они сопровождают артикуляцию.

Н.Х. Швачкин [56] составил общую схему фонематического развития. На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:

- А в отличие от других гласных

- противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У

- противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.

На второй стадии ребенок учится определять наличие или отсутствие согласных в слове, затем овладевает умением различать согласные:

-различение сонорных– шумных;

- различение твёрдых – мягких;

- различение сонорных между собой;

- различение губных и язычных;

- различение взрывных и щелевых;

 - различение переднеязычных и заднеязычных;

- различение глухих и звонких согласных;

- различение шипящих и свистящих;

- различение плавных и йот.

На основе данных Р.Е. Левиной [32] можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.

1 Дофонематический (доязыковой) этап, от рождения до шести месяцев.

Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому "облику" с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.

2 Фонематический (языковой), начальный этап, от шести месяцев до двух лет.

Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.[32].

3 От двух до четырех лет.

На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечает различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.

4 К возрасту четырех лет.

В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.

5 К пяти годам.

Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.

6 Заключительный этап.

К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова[32].

Опираясь на данные А.И. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Левиной Р.Е. и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.[56,5,32]

Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития, они правильно произносят звуки родного языка. У детей формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.

От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.

Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определённым закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).

В своем развитии речевая функция проходит ряд физиологических этапов, а в законченном сформированном виде является физиологическим стереотипом, сложной уравновешенной системой связей, которые возникают и укрепляются в ходе развития организма в результате его взаимодействия с окружающей средой.

Относительно онтогенеза эту мысль в основном развивали Л.С. Выготский, А.Е. Лурия, подчеркивая, что развитие речи идет от диффузности и дифферентности по всем компонентам (словарь, грамматический строй, фонетика) и социально обусловлено[4].

Проблемой развития фонематических функций в онтогенезе занимались такие исследователи как Н.Х. Швачкин [56], В.К. Орфинская [31], Р.Е. Левина [32], В.И. Бельтюков [1,2] и другие.

В.К. Орфинская [31], Н.Х. Швачкин [56], Р.Е. Левина [32], Д.Б. Эльконин [58] , Л.Е. Журова [9], Е.Н. Винарская [3], В.И. Бельтюков [1,2], А.Н. Гвоздев [5] выделяют разное количество этапов в становлении детской речи, по-разному называют их, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Но, необходимо сказать, что это деление на периоды условно и вводится только для удобства изучения путей развития детской речи.

Так, например, Е.Н. Винарская [3] выделяет два уровня восприятия речи. Первый уровень – фонетический (сенсомоторный) – различение звуков речи на слух и превращение их в артикуляторные образы на основе сохранности акустического и кинестетического анализа. Этот уровень обеспечивает полноценность импрессивной и экспрессивной речи.

Второй уровень – фонологический (языковой), фонемное распознавание речи, установление последовательности звуков и их количества.

Такого же мнения придерживается Н.Х. Швачкин [56]. По Н.Х. Швачкину речь, которую слышит ребенок, представляет собой чрезвычайно сложный по своему звуковому составу текучий и изменчивый процесс. Перед ребенком стоит сложнейшая задача – выделить из всего звукового многообразия живой речи те звуковые отношения, которые играют в языке роль смыслоразличителей.

Ребенок должен проделать весьма сложную операцию не только выделения, но и обобщения произносительных слуховых признаков звуков речи. Основой обобщения может быть только семантика самого языка. Благодаря тому, что общение ребенка опосредствовано словом, он, постепенно овладевая значением слова, начинает обобщать звуки, образуя слово. Через слово ребенок переходит к фонематическому восприятию речи.

Таким образом, Н.Х. Швачкин выделил два периода в развитии детской речи. Речь первого периода – дофонемная, просодическая речь, речь второго периода – фонемная. Автор определил, что последовательность различения звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков. Вначале формируется различение гласных, затем согласных[56].

Недоразвитие речедвигательного анализатора затормаживает деятельность речеслухового. Ребенок вначале различает твердые и мягкие согласные, которые артикулируются, а затем те, которые позднее появляются в речи. После этого ребенок усваивает дифференциацию внутри групп согласных от сонорных к шумным. В дальнейшем развитии фонематического восприятия начинают различаться звуки разные по способу образования, прежде всего взрывные и фрикативные. Взрывные согласные различаются и артикулируются раньше, так как наличие смычки способствует усилению кинестетических ощущений в процессе артикулирования этих звуков. Затем появляются различение передне- и заднеязычных звуков. Затруднение дифференциации этих согласных объясняется неточностью кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости[56].

На следующей стадии фонематического восприятия ребенком усваивается дифференциация глухих и звонких согласных. Вначале происходит их акустическое различение, на основе чего возникает произносительная дифференциация, которая способствует совершенствованию акустической дифференциации. На этом этапе также большая роль отводится взаимодействию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

В.И. Бельтюков [1] – также подробно изучал становление фонематических функций в онтогенезе речи. Он подробно изучил сложность взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов в процессе формирования фонематического слуха и объяснил ее своеобразием чисто моторных трудностей, с которыми сопряжены овладение артикуляцией тех или иных фонем и их дифференцировки в произношении.

В.И. Бельтюков экспериментально доказал, что к концу второго года жизни фонематический слух нормально развивающегося ребенка оказывается уже сформировавшимся.

В.И. Бельтюков [2] указывает, что после стадии лепета раньше всего в детских словах происходит различение сонорных и шумных согласных (мама-папа, тетя-дядя). Он пишет: "Прежде всего, в детской речи дифференцируются звуки, в основе различения которых лежит противопоставление надставных труб: ротовой и носовой" [2, с.58].

Р.Е. Левина [32] отмечает, что раньше всего устанавливается различение фонем, наиболее легких по звучанию, постепенно распространяясь на акустически более близкие звуки. Постепенно ребенок овладевает фонемами, мало отличающимися одна от другой своими акустическими свойствами (звонкие-глухие, шипящие, свистящие, р и л и т. д.). Путь фонетического развития речи завершается только тогда, когда все фонемы данного языка оказываются усвоенными.

Р.Е.Левина[32] выделяла следующие стадии формирования фонематического восприятия:

1 стадия. Полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи характеризует дофонематическую стадию развития языкового сознания и сопровождается полным отсутствием понимания речи и активных речевых возможностей ребенка.

2 стадия.На данной стадии можно говорить о начальных этапах переработки фонем, которые характеризуются различением акустически более далеких фонем и недифференцированностью близких.

3стадия.Можно охарактеризовать тем, что в восприятии окружающей речи произошли дальнейшие сдвиги. Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с теми фонематическими признаками, какие имеются в речи других.

4стадия.Новые образы восприятия получают преобладание в языковом фоне. На этой стадии активная речь ребенка достигает почти полной правильности, которая носит еще нестойкий характер.

5стадия.Знаменуется завершением процесса фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно.

 Овладение звуковой речью  по определению Р.Е. Левиной[ 32], происходит на основе акустического различения фонем и установления тех фонематических отношений, которые формируются в процессе овладения речью. Фонематический анализ является более сложной функцией фонематической системы. Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.

При фонематическом анализе не только узнаются и различаются слова, но и обращается внимание на звуковой состав слова,Д.Б. Эльконин[ 57].

Таким образом, развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии. Поступление ребёнка в школу- важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. [46] Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.)[31,37,20] доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) [57,44] подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина[57], "чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)". К.Д.Ушинский отмечал, что "сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова". То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка[45].

Следовательно, если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом [45].

Из этого следует,что необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи в процессе ознакомления обучающихся со звуками. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

1. Бельтюков, В.И.  Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] - М.: Педагогика, 2000. – 176с.

2.Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи[Текст] - М.: Просвещение, 1996. – 91с.

3.Винарская, Е.Н.  Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи[Текст]  // Язык и человек  - М.: Изд-во МГУ, 1970. – 55-62с.

4.Волкова, Г. А.  Методика психолого логопедического  обследования детей с нарушениями речи[Текст] // Гвоздев, А.Н.  Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб.: Акцидент, 2005. - 64 с.

5. Гвоздев, А.Н.  Вопросы изучения детской речи [Текст]  – М., 1961.

6.Горчакова, А.М.  Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст] // Современные тенденции специальной педагогики и психологии// Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии"[Текст] – Самара: СГПУ, 2003 – 70-83с.

7.Гриншпун, Б.М.  Дислалия [Текст]: Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-108-120с.

8.Дьякова, Н.И.  Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст]   – М.: 2002.

9.Журова, Л.Е., Эльконин, Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст]- М.: Просвещение, 2003.-213-227с.

10. Жукова, Н.С.  Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]- М.: 1994.

11.Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М.,  Филичева, Т.Б.  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников[Текст] - М.: 1990.

12. Жинкин, Н.И.  Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников[Текст] – М.:1999. – 9-31с.

13. Журова ,Л. Е.  Обучение грамоте в детском саду[Текст]–М.: Педагогика 1978. Зееман, М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- 17-22с.

14. Коменский, Я.А.  Материнская школа[Текст] :  Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. -М.: Академия, 2000. – 56с.

15. Каше, Г.А., Филичёва, Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи[Текст]- М.:  1978.

16.Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В.  Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР ("Осень", "Зима", "Весна", "Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна")[Текст] -М.: Гном и Д, 2000-2001.

17. Коноваленко, В.В.,  Коноваленко , С.В.  Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР[Текст] -М.: Гном и Д, 2001.

18.Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В.  Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов[Текст] - М.: Гном-Пресс, 2000.

19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи[Текст] /Под ред.  Гаркуша, Ю.Ф. ,Секачева, В.Ю.- М.: 2000.

20. Каше, Г.А.  Подготовка к школе детей с недостатками речи[Текст] -М.: 1985.

21. Краузе, Е.Н.  Логопедия[Текст] - СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003.

22.Куссмауль, А .  Косноязычие и лепетание[Текст]: Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997- 8-13с.

23.Лукина, Н.А.,  Никкинен, И.И.  Научи меня слышать[Текст]- СПб.: Паритет, 2003.

24. Логопедия:  Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов[Текст] / Под ред. Волковой, Л.С.,  Шаховской, С.И. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

25. Логопедия :  Волкова, Л.С.,  Лалаева, Р.И.,  Мастюкова, Е.М.  и др.; Под ред.  Волковой,Л.С. [Текст]: В 2-х книгах. Книга 2.- М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

26. Лалаева , Р.И.  Диагностика речевых нарушений[Текст] - М.: 1999.

27. Лалаева, Р.И., Серебрякова ,Н.В.  Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников[Текст]  - СПб.: Союз, 1999.

28. Логопедия.  Методическое наследие[Текст] / Под ред. Волковой, Л.С. - М.: Владос, 2003.

29. Миронова, С.А.  Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях[Текст] -М.: 1991.

30. Нищева, Н.В.  Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи[Текст]- СПб.: 2001.

31.Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте[Текст] // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – 44с.

32. Основы теории и практики логопедии[Текст]  / Под ред.Левиной, Р. Е. – М.: Просвещение, 1968. - 367с.

33. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников[Текст]  / Под ред. Волосовец, Т.В. - М.: 2002.- 256 с.

34. Песталоцци, И.Г.  Как  Гертруда учит своих детей[Текст]:  Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. – 62с.

35. Пожиленко, Е.А.  Волшебный мир звуков и слов[Текст] -М.: 2001.

36. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)[Текст] / автор-составитель Большакова, С.Е. -М.: АПО, 1996.

37.Спирова, Л.В.,  Ястребова, А.В.  Нарушения речи у детей[Текст]: Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой, Л.С., Селиверстова, В.И.  В 2-х т.-М.: Владос, 1997.

38. Селивёрстов, В.И.  Речевые игры с детьми[Текст] - М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.

39. Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников [Текст]: Учебное методическое пособие [Текст]/ Под ред. Волосовец,Т.В.  2002. – 256с.

40. Ткаченко, Т.А.  В первый класс – без дефектов речи[Текст] - СПб.: Питер, 1999. 129с.

41. Ткаченко, Т.А.  Если дошкольник плохо говорит [Текст] - СПб.: 1997.- 25с.

42. Ткаченко, Т.А.  В первый класс без дефектов речи[Текст]- СПб.: 1999.

43.Ткаченко, Т.А.  Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа[Текст]- СПб.: 1998.

44. Тумакова, Г.А.  Ознакомление дошкольника со звучащим словом[Текст]  - М., 1991.

45.Ушинский,  К.Д.  Родное слово[Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост.  Алексеева, М.М., Яшина,В.И. – М.: Академия, 1999 – 69с.

46. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В.  Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи[Текст]- М.: 1991.

47. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В.  Программа обучения и воспитания детей с ОНР[Текст] - М.: 1993.

48. Филичева, Т.Б.  Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи [Текст]// ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003.

49. Филичёва, Т.Б., Чиркина, Г.В.  Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада[Текст]- М.: 1999.

50. Филичёва, Т.Б., Чевелева, Н.А.  Логопедическая работа в специальном детском саду[Текст]- М.: 1987.

51. Филичева,Т.Б., Чевелева,Н.А.  Нарушения речи у детей[Текст] - М.: 1993.

52.Фомичёва, М.Ф.  Воспитание у детей правильного произношения[Текст]-Воронеж, 1997.

53. Фотекова, Т.А.  Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников[Текст] -М.: 2000.

54. Хватцев, М.Е. Общее учение о косноязычии[Текст]: Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997- 13-17с.

55. Чиркина, Г.В.  Основы коррекционного обучения[Текст]: Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997- 68-76с.

56. Швачкин, Н.Х.  Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте[Текст] // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – 101-133с.

57. Эльконин ,Д.Б.  Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста[Текст]  // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. -107-110с.

 

 

 

 

 

 

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100