Схема портала Логопеды.ru Логопеды.ru

Присоединяйтесь к нам:

vk2odnfb2youtubegoogle-plus-icon tw

Зонды постановочные

КУПИТЬ

zondy

gepatitru-banner-200x300

 

Главная: Полезные материалы Скороговорение на занятиях и во внеурочной деятельности младших школьников.
 

Скороговорение на занятиях и во внеурочной деятельности младших школьников.

82b58abd4571ede04aff34ae2797a4fe788d0c10

Автор: Выскуб Людмила Геннадьевна,

 учитель-логопед, г. Волгоград

Оригианл: скачать.

 

 

 

         Речь человека обогащается и совершенствуетсяна протяжении всей жизни. Важным периодом ее развития является период детства, когда идетинтенсивноеосвоениесредств языка, пополнение, уточнение, активизация словарного запаса, овладение чтением и письмом. Перед учителем стоит серьезнаяиответственнаязадача -научить детейпользоваться даром живого слова, раскрыть тайны, возможности, хитрости и загадкиродного языка.

Как известно, в начальной школе игре, в которой Л. С. Выготский видел "неиссякаемый источник развития личности», на уроках отводится значительная  роль. Для развития речи младших школьников могут быть использованы разные игровые  методы  и приемы, но нам  хочется остановиться на  скороговорении,  которое отвечает потребностям  младших школьников  в игровой  и речевой активности, в эмоциональном усвоении  окружающей действительности, в создании яркой, неожиданной картины мира,  помогает научить управлять своим голосом, своими чувствами, развивает эмоциональность, выразительность речи, артистические данные, отрабатывает  чистоту произношения. Использовать метод скороговорения в своей работе могут не только узкие специалисты – логопеды, но и родители, учителя, воспитатели ГПД.

Что  же такое скороговорка? Это-род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками». История скороговорок начинается со времён Древней Руси, но при этом они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах мира, которые обладают богатейшим фольклором. Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Скороговорки – своего рода доступный тренажёр, который помогает ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал.

 Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать наш  язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймёшь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого человека. Скороговорка почти всегда  использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в весёлые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух-  или четырёхстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально. Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.

Как работаем  со скороговорками?

1.Для начала стоит проговорить текст медленно, будто по слогам. Учитель показывает карточку,  лучше с рисунком, рассказывает скороговорку.

2.  Дети повторяют ее с учителем: сначала медленно и громко, затем тише и быстрее. Важно четко произносить все звуки в словах.

3.Просим объяснить сложные слова  в скороговорке или учитель объясняет их сам.

4.   Далее произносим  текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые  произносит ребёнок, должны быть тихими, но четкими!

5.Когда ребёнок полностью выучил и проработал текст,  его можно произнести  с разной интонацией.

6.Ритмично подбрасывая  и ловя мяч  двумя руками на каждое слово или слог, проговорить скороговорку.

7. Проговорить, прохлопывая ритм ладошками, как будто лепишь снежки.

8. Можно попробовать спеть скороговорку.

9. Предложить  рассказать скороговорку, отгадав  её по рисунку.

И только потом продемонстрировать скорость  речи. Учиться выговаривать скороговорки надо по одной, пока не научились произносить одну, не начинаем  изучать другую.  А когда  дети смогут произносить скороговорку быстро, то обучение можно превратить в игру.

 Пока мяч находиться в воздухе, ребёнку можно предложить выговорить небольшую скороговорку. Можно усложнить: произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем проговорить, поменяв местами начало и конец.

«Снежный ком». Первый игрок произносить первое слово скороговорки, второй – первое и второе, третий – первое, второе и третье и т. д. Игра происходит в быстром темпе. Её удобнее использовать на начальном этапе освоения скороговорки.

 «Я начну, а ты продолжи». В игре используется мяч. Играющие становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, произносить начало скороговорки и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец скороговорки и вернуть мяч ведущему. Не справившиеся с заданием  из игры выбывают. Игрок, продержавшийся дольше всех, становится ведущим.

 «Скороговорная лента». Для игры – соревнования  потребуется длинная лента, концы которых закреплены на двух палочках. Два игрока по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, продвигаясь к центру. Одновременно они произносят скороговорки. Побеждает тот из участников, который смотает большой кусок ленты и при этом не собьется в проговаривании скороговорок.

Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: "Кто больше знает скороговорок?". Так как в процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками. Вот некоторые формы работы со  скороговоркой: скороговорные разминки; скороговорные пятиминутки; скороговорные диктанты; скороговорные мастерские; скороговорные игротеки; скороговорные выступления; скороговорный КВН.

Для концентрации внимания, настроя на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного аппарата школьников к уроку может быть использована скороговорная разминка, которая проводится в начале урока. Как для разминки, так и для пятиминутки  подбираются скороговорки, которые могут быть обыграны.

Для снятия интеллектуального напряжения данного урока, смены вида деятельности в середине урока или в конце урока проводится скороговорная пятиминутка, ведь скороговорки, это не только звуки, это ещё и темп, ритм, и мелодика.

Текст, предназначенный для диктанта обязательно должен нравиться детям, вызывать у них положительные эмоции; с текстом детей нужно познакомить за несколько уроков до написания; в данном виде работы обязательно должен присутствовать элемент занимательности.

 Готовясь к открытию мастерской скороговорения, необходимо позаботиться о создании праздничного настроения. Продумать всё до мелочей, начиная с написания сценария, мотивирования школьников, оформления помещения, чтобы сразу создать атмосферу волнующего праздника. Скороговорята - ведущие предлагают игры- конкурсы, в которых принимают участие все. В качестве заданий могут быть использованы и  перечисленные выше упражнения и следующие: « Кто кого перескороговорит». Представители команд хором произносят скороговорки по очереди. По условиям игры повторять скороговорки нельзя.

«Скороговорный обменный пункт». Два человека встречаются в обменном скороговорном пункте. Они приходят для того, чтобы обменять известные скороговорки на неизвестные. Один из участников обмена предлагает свой товар, а другой выбирает. Затем они меняются ролями. Прежде чем обмен состоится, передающий скороговорку произносит её без запинки 5-7 раз, а принимающий, закрепляя процесс передачи, проговаривает её менее количество раз.

    «Скороговорный марафон». На скороговорную марафонскую дистанцию выходят те, кто знает достаточно много скороговорок и умеет их проговаривать. Перед стартом игроки договариваются о том, каким может быть допустимый промежуток между произнесёнными скороговорками. На старт марафонцы выходят одновременно, но они должны находиться на некотором расстоянии друг от друга, чтобы не слышать, что говорят соперники. Побеждает тот, кто дольше продержится на дистанции, не повторяя при этом одну и ту же скороговорку два раза и не сбиваясь при этом.

Скороговорение способствует значительному улучшению дикции, развитию коммуникативных навыков младших  школьников, вырабатывает речевую ответственность перед собой и товарищами, воспитывает интерес, любовь и уважение к родному слову, к его звуковой  и эмоциональной  наполненности, дарит  хорошее настроение и  радость человеческого общения. Использование скороговорок в развитии детей остается  актуальным на сегодняшний день.  

 

                          Использованная литература

1.Ефремова Н.Б. Использование скороговорок на уроках в начальной школе//http://festival.1september.ru/articles/582059/

2.Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи// М., 2010

3.Круглов Ю.Т.Русские народные загадки, пословицы, поговорки//М.,1990

4.Рендикова Е.М.Использование методики скороговорения для развития младших школьников//Начальная школа, 2000 №11

 

AddThis Social Bookmark Button
 

Логопеды.ру в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

 
 
Яндекс цитирования Логопедический портал Rambler's Top100