Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
Всему своё время.
(народная мудрость)
Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе.
Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение!
Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо).
Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?
1. Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…
2. У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…
3. Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…
4. Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…
5. Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…
6. Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!
Главное, чтобы ребёнок сам проявлял желание к освоению письменной речи (как чтения, так и письма).
И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь… Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.
Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!!!
Смердова Юлия,
логопед
13.11.2008
Ищите меня в социальных сетях:
http://odnoklassniki.ru/profile/24570770137
https://www.facebook.com/julia.pedagog
Предлагаемая ниже литература поможет Вам сориентироваться среди огромного ассортимента, предлагаемого в книжных магазинах, и качественно подготовить будущего первоклассника к овладению письменной речью.
Развитие связной речи |
|
А. Левина (изд. ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис) |
Р.И. Лалаева (изд. Союз, Феникс) |
О.А. Новиковская (изд. КОРОНА принт) |
Н.Э. Теремкова (изд. ГНОМ и Д) |
Т.А. Ткаченко (изд. ВЛАДОС) |
Л.В. Лопатина «Логопедическая работа с детьми дошкольного Возраста» (изд. Союз) |
Исправление звукопроизношения |
|
Н.С. Жукова (изд. Эксмо) |
М.А. Полякова (изд. Айрис-пресс) |
И.Г. Сухин (изд. Академия развития) |
|
Общее развитие |
|
Т.А. Ткаченко (изд. Мир книги) |
Т.А. Ткаченко (изд. Эксмо) |
А.В. Кенеман (изд. Просвещение, ВЛАДОС) |
О.А. Новиковская (изд. КОРОНА принт) |
Е.И. Чернова (изд. КОРОНА-Век) |
О.А. Морозова (изд. Мозаика-Синтез) |
Из серии «Школа рисования для малышей» (изд. РОСМЭН-ПРЕСС) |
Л.М. Козырева |
А.В. Семенович (изд. Генезис) |
|
Обучение чтению |
|
Н.С. Жукова «Букварь» (изд. Эксмо) |
В.В. Мамаева (изд. Речь) |
Диагностика речевого развития |
|
В.А. Калягин |
Е.В. Колесникова «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» (изд. Ювента) |
Логопеды.ру в социальных сетях.
Присоединяйтесь к нам!
|
|